Ukrainian Association Existential Psychology and psychotherapy

Українська  асоціація
екзистенціальної
психології та психотерапії

/ Головна УАЄПП / Загальнодоступна інформація / Сборники статей / Сборник 2014 /

ЧЕРЕЗ ЧУВСТВА – К ЭКЗИСТЕНЦИИ


Чувства, т.е. способность переживать определенные эмоции, имеют большое значение для психологического консультирования и психотерапии. Именно то, что удается «достучаться» до переживаний клиента, его эмоциональных реакций, помочь ему их выразить, выплеснуть, развить и служит, по сути, основой психотерапии.

Чувства — это основа и сила для мотивации, т.е. начало и окончание действия. Когда мы просыпаемся утром, первое, что мы замечаем — это то, какое у нас настроение.
Альфрид Лэнгле «Эмоции и экзистенция»
Люди — единственные существа, для которых их собственное существование является проблемой.
Ирвин Ялом «Вглядываясь в солнце»

Чувства, т.е. способность переживать определенные эмоции, имеют большое значение для психологического консультирования и психотерапии. Именно то, что удается «достучаться» до переживаний клиента, его эмоциональных реакций, помочь ему их выразить, выплеснуть, развить и служит, по сути, основой психотерапии.

С чем сталкиваются психологи в своей работе? На прием приходят клиенты и говорят: «Я не понимаю, что со мной происходит. Я не знаю, куда мне двигаться дальше. Я не знаю, чего я хочу». На вопрос: «Что вы чувствуете или как вы себя сегодня чувствуете?», могут ответить: «Хорошо, плохо, нормально».

Один из моих клиентов, врач по профессии, на вопрос: «Как вы себя сегодня чувствуете?» без запинки ответил: «Температура нормальная, но головные боли, бессонница, и аппетита нет». Т.е. для него чувствование свелось к физиологическим параметрам.

Если задуматься — часто ли мы задаем себе вопрос: «Что со мной происходит?» Прислушиваемся ли мы к себе, к своим потребностям, желаниям, чувствам?

А если я не знаю, что мне нравится, как я могу знать, чего я хочу?

Если мы рассматриваем экзистенциальную психологию и психотерапию, то ключевым понятием здесь является «экзистенция».

Как специальный термин экзистенция обозначает действительно состоявшуюся, «полную», «целостную» жизнь, т.е. жизнь, наполненную смыслом; жизнь, воплощаемую человеком свободно и ответственно в создаваемом им самим мире.

Коротко говоря, экзистенция — это проживание человеком своего духовного измерения.

Тогда цель экзистенциальной психотерапии заключается в том, чтобы помочь людям жить и действовать с чувством внутреннего согласия.

Для того чтобы жить с чувством внутреннего согласия, найти себя, по мнению Альфрида Лэнгле, (р. 1951 г., австрийский психотерапевт, профессор, доктор медицины, психологии, ученик В. Франкла, основатель экзистенциального анализа) нужны две предпосылки.

«Человек должен:
- чувствовать себя;
- занять позицию» [2].

Что значит — чувствовать себя? Это значит — всерьез воспринимать свои чувства.

Все, с чем мы сталкиваемся в повседневной жизни, вызывает у нас определенное отношение. Одни объекты и явления вызывают у нас симпатию, другие, наоборот, отвращение. Одни вызывают интерес и любопытство, другие — безразличие.

Все поступки человека связаны с ощущением самого себя и своего отношения к окружающему миру.

Что-то «пережить» означает прочувствовать это.

Для человека совершенно естественно испытывать разные чувства: радость, ликование, удивление, грусть, злость, досаду и т.д. Но мало кто из нас получает возможность свободно использовать их полный спектр.

Если понаблюдать за негласными правилами, существующими в каждой семье, то увидим, что к проявлению чувств люди относятся совсем не одинаково. Одни родители не любят, когда их дети грустят, других раздражает бурное проявление радости, третьи не одобряют выражения гнева и раздражения. В некоторых семьях принято игнорировать страх, в других — гнев, и т.д.

Когда ребенок начинает выражать такое «запретное» чувство, его каждый раз одергивают и делают замечание, а проявление правильных, с точки зрения родителей, чувств, наоборот, поощряется. Вспомним, что часто говорят родители детям: «Настоящие мужчины никогда не плачут», «так поступают только трусы и нытики», «что ты скачешь, мы в гостях, веди себя прилично», «нельзя злиться на отца», «хорошие девочки громко не смеются», «в нашей семье никто…» и т.д. Список каждый может дополнить сам.

Джеймс Бьюдженталь (1915-2008), американский психолог и психотерапевт, один из основателей экзистенциально гуманистического подхода в психологии и психотерапии, в своей книге «Наука быть живым» пишет:

«Фигурально выражаясь, большинство из нас слепы (или близоруки) с ранних лет. Мы очень мало знаем о чувстве своего внутреннего бытия, и чаще всего нас учат игнорировать или обесценивать его. («На самом деле ты этого не чувствуешь», «Ты ведь на самом деле не хочешь этого, не так ли?», «Не будь таким эмоциональным», «Неважно, что ты хочешь; тебе предстоит иметь дело с реальным миром»)» [1].

Эрих Фромм (1900-1980), немецкий социолог, философ, социальный психолог, психоаналитик, один из основателей неофрейдизма и фрейдомарксизма, обращает внимание, что «…уже на ранней стадии воспитания ребенка учат проявлять чувства, которые вовсе не являются его чувствами. Его учат любить людей (обязательно всех), быть некритично дружелюбным, улыбаться и т.д. Если в процессе воспитания в детстве человек “обломан” не до конца, то впоследствии социальное давление, как правило, завершает дело».

Т.о. семейный сценарий, социальное окружение зачастую заставляет человека выполнять желания других людей и игнорировать собственные желания. Что в итоге происходит? Нарушается связь головы и тела (разума и чувств), мы отдаляемся от своего внутреннего центра, перестаем чувствовать себя.

Когда человек перестает замечать какие-то из своих чувств, они не перестают существовать, они все равно продолжают влиять на наше состояние и поведение. Игнорирование чувств разрушительно действует на человека, ведет к расколу личности.

Какой выбор может сделать человек, если его чувства игнорируются?

1. Многие люди, независимо от того, являются ли для них чувства чем-то второстепенным или нет — считают чувства своим личным делом.

Человек хочет оставаться невозмутимым и хладнокровным в любой ситуации, а чувства выдают его склонности и слабости. Для таких людей чувства — это «нижнее белье» человека. Показаться на людях в нижнем белье неловко, даже постыдно. Эти вещи должен видеть только тот, кто их носит.

Поэтому такой человек о чувствах старается открыто не говорить и не спрашивать. Он научился не замечать свои чувства и вести себя, как если бы их не было. В результате человек «отключается» от своих эмоций.

Зачастую этот выбор делают мужчины, и тогда окружающие считают черствым и бесчувственными.

2. Другие люди, наоборот, относятся к чувствам как к внутреннему переживанию, навязанному извне. Они воспринимают чувства как инородное тело, которое мешает — «камешек в туфле», и стараются от них быстрее избавиться. Такие люди считают, что если чувства накапливать, это приведет к болезни, поэтому надо как можно скорее вытолкнуть чувства наружу. Они открыто проявляют ярость, злость, радость, ничего не держат в себе.

Выбор этих людей — сохранять и проявлять свои чувства, не обращая внимания на тех, кто их игнорирует.

Таких людей обычно считают чрезмерно эмоциональными и незрелыми. Такой выбор чаще делают женщины.

3. Можно попытаться жить, одновременно учитывая и свои чувства, и мнение тех, кто их игнорирует. Так легко запутаться. Человек, сделавший такой выбор, часто становится рассеянным и тревожным.

Чувства — это нечто большее, чем просто сопутствующее явление: приятное для нас, когда речь идет о радости, наслаждении или мешающее, причиняющее огорчение, когда мы говорим о злости, ревности, зависти, страхе.

Это одна из важных сфер экзистенции человека.

Например, какие реальные факты позволяют мне оставаться самим собой? У меня есть мое тело, мои чувства, переживания, во мне есть духовное начало, и я могу действовать.

Альфрид Лэнгле утверждает, что все то, с чем мы встречаемся в жизни, что затрагивает, можно отнести к одной или нескольким из четырех категорий: соотнесение с миром, соотнесение с жизнью, соотнесение с самостью и соотнесение с будущим.

Эти четыре категории считаются в экзистенциальном анализе фундаментальными категориями экзистенции. Т.к. человек постоянно занят тем, что постоянно учитывает эти условия, поэтому эти 4 категории одновременно представляют собой и четыре фундаментальные экзистенциальные мотивации человека:

«- мотивацию к физическому выживанию и духовному преодолению бытия (к тому, чтобы духовно справиться с бытием), т.е к тому, чтобы «мочь быть», «иметь силы быть»;

- мотивацию к получению радости от жизни и переживанию ценностей, т.е. к тому, чтобы «нравилось жить»;

- мотивацию к персональной аутентичности и справедливости, т.е. к тому, чтобы «иметь право быть таким, каким я есть»;

- мотивацию к экзистенциальному смыслу и созданию того, что имеет ценность, т.е. к тому, чтобы «действовать должным образом» [2].

Реальные факты Фундаментальные категории экзистенции Фундаментальные мотивации
У меня есть тело Внешний мир, его условия и возможности Могу ли я быть
У меня есть чувственные переживания Жизнь, т.е. человеческая природа во всей ее витальности Нравится ли мне жить
Во мне есть духовное начало Собственное бытие Могу ли я быть собой
Я могу действовать Будущее Что я должен делать


Если у человека в мире есть пространство, где он может быть, в нем начинает течь жизнь. Однако недостаточно просто быть в мире, нужно, чтобы эта жизнь, это бытие было хорошим.

Таким образом, жизнь ставит нас перед фундаментальным вопросом — Я живу — но нравится ли мне жить? Хорошо ли это — быть здесь?

Я «вслушиваюсь» в себя, и это дает мне возможность принять решение: хочу ли я пойти на риск, чтобы познать жизнь в полной ее мере или буду ли стоять на берегу, наблюдая, как жизнь протекает мимо?

Именно это дают нам чувства — понимать свои желания, ощущать ту или иную ценность. И принимать решения — как нам действовать дальше.

Т.о., эмоции, чувства — это некий индикатор между умом и желанием.

Когда мы говорим о значении чувств, важно улавливать границы их значения.

Чувства не всегда хорошие советчики, если следовать им слепо.

Наша жизнь «разобьется», если мы будем безоглядно поддаваться каждому плохому настроению, каждой злости, каждой ярости, каждому разочарованию.

Эмоциональные состояния, такие как страх, печаль, злость, чувство одиночества имеют другое значение: они указывают и предупреждают, привлекая таким образом к чему-то наше внимание. Необходимо исследовать их, выискать их причины, чтобы понять.

Негативные чувства — как ресурс. Если человек очень злится, значит, у него очень много энергии, надо только направить ее в другое русло. Амплитуда эмоциональности значения не имеет. Насколько сильной может быть наша радость, настолько же глубоким будет и страдание.

Сложность в том, что большинство из нас не понимает, что значит переживать и тем более выражать свои чувства.

Как разбудить себя, как начать прислушиваться к себе?

Во-первых, у меня есть тело. Именно тело делает возможным мое бытие в этом мире и представляет собой связующее звено между миром и моим Я. Для чувств тело — по меткому выражению Лэнгле — как воск для пламени свечи.

Из отношения к своему телу, из принятия своего тела вырастает та витальная сила, благодаря которой предмет или событие может меня затронуть и вызвать эмоции.

Эмоции и чувства всегда имеют внешние проявления и выражаются в разнообразных движениях, мимике и пантомимике, в интонациях и тембре голоса, а также сопровождаются покраснением, побледнением, замедлением или ускорением ритма сердцебиения и дыхания.

Каждая эмоция по-своему переживается нашим телом. От радости — «распирает грудь, легкость во всем теле», от отвращения — «живот выворачивает», от стыда нам — хочется «сгореть» (жжение в области диафрагмы), от обиды — «в груди все сжалось», а от страха — «живот сводит».

Наше тело обладает огромной мудростью: оно всегда знает, что для нас хорошо, а что плохо. Достаточно прислушаться к своим ощущениям, и вы сразу поймете, что находится в душном прокуренном помещении неприятно (т.е., вредно), а вдыхать свежий чистый воздух приятно (его сразу хочется вдохнуть полной грудью), чувство сытости приятно, а переедание приносит тяжесть и дискомфорт. Тело отлично знает, когда ему хочется прилечь, а когда подвигаться.

Т.е. эмоции мы можем выразить посредством тела — например, можем протанцевать или пропеть.

Часто невозможно словами выразить определенные переживания и состояния. Тогда человеку можно предложить чувства нарисовать или вылепить. Негативные чувства могут быть выплеснуты в приемлемой форме, пережиты и изменены — в результате человек чувствует облегчение от трудной жизненной ситуации.

Рисование — один из популярных методов арт-терапии, с помощью которого можно выразить свои эмоции.

«Картина может выразить то, что не выразит и тысяча слов», — гласит восточная мудрость.

Рисунок — это отражение нашего бессознательного Я. Рисование, лепка и пр. обходит цензуру нашего сознания, которое обычно не пропускает негативные мысли, подлинные переживания и вообще всѐ, относящееся к глубоким бессознательным процессам — не пропускает слова, но она бессильна перед образами, перед выбором цветовых пятен.

Можно просто закрыть глаза и довериться движениям руки, рисуя каракули. Найденные в них образы никогда не будут случайными. Мы переносим свое состояние на лист бумаги, а потом моделируем его с помощью изменения рисунка. О мастерстве и таланте речь не идет. Даже просто размазывание краски или пастели по листу бумаги может быть целительным.

Главное — получить огромное удовольствие от самого процесса рисования.

Я понимаю — со мной что-то происходит, я еще не осознаю, что именно, но это что-то проситься наружу. Я беру краски, мелки, карандаши — и мои чувства обретают цвет, и форму, и образ.

И тогда их можно увидеть. И назвать. И показать другому. И рассказать о них.

В сознании многих взрослых существует миф об отсутствии у них художественных способностей.

Когда взрослым перестает нравиться рисовать? Вероятно тогда же, когда они начинают учиться скрывать свои чувства — в детстве.

Когда мы были совсем маленькими, нам всем нравилось возить карандашом по бумаге, по стене, мебели, раскрашивать картинки, обои и другие интересные места.

И мы несли свои рисунки родителям. «Почему так неаккуратно? — спрашивали взрослые. Штрихи за края выступают! И где ты видела синюю лошадь?»

Или наоборот, маленький ребенок с восторгом рисует закорючки и каракули. Он видит в них сказочный мир, принцесс и рыцарей, волков, медведей, зайцев. Домашние в восторге, ребенок окружен вниманием.

А потом все дети приходят в школу.

И там становится уже все равно — поддерживали ребенка дома или нет. Потому что в школе чужая тетя начинает ставить оценки. И говорит тебе, что кисточку ты держать не умеешь, и это — никакой не рыцарь, а «не-пойми-что». И откуда у тебя только руки растут?

Вот почему взрослые не любят рисовать — из-за страха быть оцененными. Потому что не хотят чувствовать себя дураками. С непонятно откуда растущими руками.

Однако стоит лишь сделать первый шаг, позволить проявится внутреннему ребенку, и бесценный дар творчества — СВОБОДА БЫТЬ — у вас в руках.

Рисунок, танец или стихотворение — это еще один мир, еще одно пространство. Находясь в процессе творения, человек рождает нечто, связанное с его миром и его возможностями, принадлежащее ему.

Как мир встретит мое творение, кто встретит? Имею ли я право быть? Могу ли я с вами быть таким? Примете ли вы меня?

Давайте прислушиваться к своим чувствам, понимать их, доверять им. Делиться ими и принимать. Давайте раскрасим нашу жизнь в разные цвета. Чтобы она стала яркой и интересной.

И тогда мы будем живыми. И будем проживать свою жизнь, а не томиться в ожидании того, кто придет и сделает нашу жизнь ярче.

«Если человек что-то может, если это ему нравится, если он также видит, что имеет на это право, и чувствует, что должен это сделать», [2] значит, человек действительно полно проживает свою жизнь.

«Я в наибольшей степени чувствую себя живым, когда открыт всему многообразию моей внутренней жизни — желаниям, эмоциям, потоку мыслей, телесным ощущениям, взаимоотношениям, рассудку, предвидению, заботе о других, ценностям и всему остальному внутри меня. Я в наибольшей степени жив, когда могу позволить себе пережить, действительно реализовать все это многообразие и даже по-настоящему почувствовать и выразить свою целостность» [1].

Литература

  1. Бьюдженталь Д. Наука быть живым: Диалоги между терапевтом и пациентами в гуманистической терапии/ Пер. с англ. А.Б.Фенько. — М.: Независимая фирма «Класс», 1998. — 336 с.
  2. Лэнгле А. Person: Экзистенциально-аналитическая теория личности: Сборник статей: Пер. с нем. — 2-е изд. — М.: Генезис, 2009. — 159 с.
  3. Лэнгле А. Психотерапия — научный метод или духовная практика? О соотношении между имманентным и трансцендентным на примере экзистенциального анализа. Перевод О. М. Ларченко, В. Б. Шумский. Schmidinger H. (Hrsg.). Geist — Erfahrung — Leben. Spiritualität heute. Innsbruck, Tyrolia, 2001. s. 177-206. Московский Психотерапевтический Журнал 2003, N2.
  4. Лэнгле А. Эмоции и экзистенция. 2-е изд. Пер. с нем. — Х.: Изд-во Гуманитарный центр, 2011. — 332 с.
  5. Киселева М. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе. — С-Пб., Речь, 2007. — 336 с. 6. Ялом И. Вглядываясь в солнце. Жизнь без страха смерти./ Пер. с англ. — М.: Эксмо, 2009. — 352 с.

НАНТОЙ Г. С. чувства, экзистенция, feelings, existences
Вернуться

Добавить комментарий

Представьтесь:
Email:
Ваше мнение:
 

Комментарии

Не обязательно 16:54 24/11/2017

Спасибо. Понятно и емко об основных аспектах бытия.

Не обязательно 15:26 19/11/2017

Спасибо. Понятно и емко об основных аспектах бытия.