Ukrainian Association Existential Psychology and psychotherapy

Українська  асоціація
екзистенціальної
психології та психотерапії

/ Головна УАЄПП / Загальнодоступна інформація / Сборники статей / Сборник 2015 /

ЖИЗНЕУТВЕРЖДАЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ СЕМЬИ И ЛИЧНОСТИ


Статья посвящена одной из наиболее интересных проблем современной психологии семьи – проблеме совладания семьи с трудностями в повседневной жизни и кризисах развития, вводятся новые понятия «жизнеутверждающий потенциал семьи», «репертуар жизнеутверждения», описывается модель жизнеутверждающего потенциала, взаимосвязь взаимопонимания в семье и ее жизнеутверждающего потенциала. Рассматриваются связи жизнеутверждающего потенциала семьи, жизнестойкости и устойчивости к психологическому выгоранию и деформациям личности, деятельности, здоровья. Жизнеутверждающий потенциал семьи рассматривается как компонент семейного сценария, формирующего его разновидности, в том числе сценарии победителей, хаматрические сценарии.

Резюме. Статья посвящена одной из наиболее интересных проблем современной психологии семьи – проблеме совладания семьи с трудностями в повседневной жизни и кризисах развития, вводятся новые понятия «жизнеутверждающий потенциал семьи», «репертуар жизнеутверждения», описывается модель жизнеутверждающего потенциала, взаимосвязь взаимопонимания в семье и ее жизнеутверждающего потенциала. Рассматриваются связи жизнеутверждающего потенциала семьи, жизнестойкости и устойчивости к психологическому выгоранию и деформациям личности, деятельности, здоровья. Жизнеутверждающий потенциал семьи рассматривается как компонент семейного сценария, формирующего его разновидности, в том числе сценарии победителей, хаматрические сценарии.

Ключевые слова: жизнеутверждающий потенциал семьи, репертуар жизнеутверждения, взаимопонимание, сценарий семейный, выгорание психологическое, жизнестойкость, совладание, защитное поведение, самореализация.

Кризис духовно–нравственного сознания общества и распад родственных, детско–родительских и супружеских взаимоотношений являются ярким показателем утраты таких ценностей как любовь, семья, вера. Общественное сознание воспринимает создание семьи, воспитание детей как ношу, которая их тянет вниз, не дает реализовать свои потребности, подняться по карьерной лестнице. Из–за внутренних принципов супруги не хотят идти на встречу друг к другу, прислушаться, понять, простить, отпустить обиду. Мужчина и женщина, становясь по разные стороны баррикад, всячески отрицают не только существование семьи, но и собственное существование. Позитивный потенциал семьи угасает и поэтому нуждается в новой подпитке, во «втором дыхании», в утверждении значимости и продуктивности своего существования. Существует потребность в создании таких условий, которые способствуют укреплению внутрисемейных отношений, налаживанию взаимопонимания. Которые помогут сформировать духовно здоровую семью, где взаимоотношения будут строиться на нравственных началах, началах христианской любви к ближнему, где дети будут важной составляющей счастья и Даром Божьим, а не «нахлебниками» и нежелательной «дополнительной» нагрузкой.

В непростых условиях современной жизни многие люди утрачивают смысл жизни. У них возникает страх перед будущим, ужесточается переживание одиночества в связи с потерей устойчивых и гармоничных взаимоотношений в семье, возникает обеспокоенность за судьбу подрастающих детей [7]. Многие молодые люди проживают совместно, рожают детей, но так и не становятся полноценной семьей. Таким семьям порой не хватает сил справиться с трудными ситуациями на своем пути. Они нуждаются в человеке–духовнике, в волонтере, который их терпеливо выслушает, поможет найти источник разногласий и направит на путь истины, приведет нуждающуюся семью к осознанию и пониманию ответственности за жизнь детей, жизнь супруга или супруги, за собственную жизнь. Духовное просвещение приведет заблудшую семью к покаянию и осознанию жизни души, к пробуждению духовного «Я». Как отметил И.А. Ильин, вне этого духовного контекста «взаимной посвященности» и «взаимной сопричастности», проживание людей под крышей общего дома становится не семьей, а простым «совместным рядомжительством» [5].

Здесь на помощь и приходит специалист по психосоциальной работе или волонтер, благотворитель. При этом не так важно: доброволец или профессионал оказывает помощь, важно, что это человек, который с верой в семью, с любовью и добром приходит на помощь запутавшимся в жизненных ситуациях людям; на помощь семье, которая находится на грани своего исчезновения, готовый посвятить свою деятельность важному делу – спасению семьи, материнства и детства. Он делает акцент на том, что семья – это духовный, нравственный союз, единение в любви мужчины, женщины и ребенка, где каждый соприкасается друг к другу сердцем и душой, помогая друг другу справляться с трудностями жизни, утверждать жизнь и преодолевать периоды жизнеотрицания. Специалист или волонтер передает свой опыт жизнеутверждения, через духовно–нравственные ценности утверждающие ценность жизни и раскрывающие ее истинные смысл, в том числе, предназначение. В служении человек или группа обретает гораздо более высокие и верные возможности осуществления себя в соответствии с тем опытом и заданиями, которые предложены ей высшими смыслами бытия. Тогда созидается подлинная жизнь, реализуется человек, его таланты, мотивацией становится содержательность и ответственность любви. Все виды, формы и содержания служения реализуются лишь тогда, когда оно, как тип жизни, реализуется в человеке. Наиболее обычным видом социального служения, как практики жизнеутверждения, является обычная человеческая взаимопомощь. Однако и самые простые виды помощи имеют тот же самый вектор, что и любые виды подвижнического служения: «тайна» служения в его вездесущности, повсеместности [3; 9]. Задача служения – практическая помощь людям. Она внутренне подчинена главной цели: помочь человеку в развитии, в нравственном или духовном поиске и реализации жизни, жизнеутверждении. Другая задача: активное участие в благих делах, направленных на улучшение духовно–нравственного и материального состояния окружающего мира. Отсутствие идеалов, замена их стремлением к материальному и иному благополучию вопреки всему и несмотря ни на что связано с еще одной проблемой. Когда материальные и социальные возможности ограничены и не обеспечивают должного уровня жизни, то человеку неоткуда взять дополнительных сил, необходимых для преодоления трудностей. Отсутствие материальных и иных благ, успеха, страдание повергает человека в уныние и отчаяние, что быстро приводит его к отрицанию жизни и сводит в могилу – социальную, а затем и физическую. Утешение может быть найдено верующими в осознании того, что даже безнадежная с человеческой точки зрения работа рано или поздно даст результат, укрепив жизнеутверждающий потенциал семьи и личности. Напротив, жизнеотрицание и его различные формы, не помогут человеку и семье, но разрушат их и окружающих их.

Жизнеутверждение – совокупность стратегий, используемых личностью и группой (семьей) для преобразования в целях совладания и развития с несущими угрозу деструкции семьи и личности возникающими в процессе жизнедеятельности кризисными ситуациями разного уровня сложности. В изучении феноменов жизнеутверждения мы исходим из того, что они являются феноменами, определяющими жизненный путь человека, включенными в его сценарий развития, а также в сценарий семьи, в которую включен человек. В современном мире человеку и семье, для того чтобы приспособиться к множественным стрессам и конфликтам, успешно развиваться, реализовывать себя, необходимо приобрести качество жизнестойкости – паттерн структуры ценностей и навыков, позволяющий преобразовать несущие угрозу развитию и существованию человека и семьи изменения окружающей действительности в возможности развития, обычно рассматривается как интегральная личностная (реже – групповая) черта, ответственная за успешность преодоления личностью (группой) жизненных трудностей. Важной характеристикой совладания со стрессом является экзистенциальная исполненность, включающая самопонимание, саморефлексию, конструктивные способы решения проблем и реализация деятельности на основании собственных ценностей и смыслов (аутентичной жизненной позиции). В рамках логотерапии В. Франкла и экзистенциально–аналитической психотерапииА. Лэнгле [6; 10] понятие «экзистенциальная исполненность» отражает аутентичную и ответственную жизненную позицию. Это описание качества жизни человека или семьи, с точки зрения реализации экзистенциального смысла, переживание которого возможно через воплощение собственных ценностей в жизнь. Несмотря на то, что человек тратит свое время, отдавая себя ценностям, он не истощается, поскольку получает взамен равное или превосходящее вложенным силам чувство исполненности. В основе возникновения и развития стресса лежит отсутствие внутреннего согласия и соприкосновения с ценностью при выполнении деятельности. Стресс – следствие пренебрежения к внутренней ценности других людей и ценностям собственной жизни, непонимания человеком себя и окружающего мира.

Жизнеутверждающий потенциал личности является фактором и ресурсом, оказывающим значительное влияние на взаимоотношения человека, на отношения внутри и вне его семьи, Потенциал жизнеутверждения семьи в целом определяет особенности профилактики, проживания и преобразования повседневных и кризисных трудных жизненных ситуаций. Феномен этот связан с принятием–отвержением человеком как себя и других людей, оказанием и принятием помощи и поддержки, пониманием себя и мира, открытостью семьи опыту и риску, с рефлексией опыта и взаимоотношений, переживанием себя как субъекта, контролирующего свою жизнь и участвующего в жизни семьи, трудового коллектива и т.д., с нравственными основами жизнедеятельности личности. Важным моментом семейного благополучия и помощи личности и всей семье в направлении повышения их жизнеутверждающего потенциала является анализ и завершение незаконченных отношений в структуре родового, семейного и индивидуального опыта, проработка опыта, осознание человеком удовольствия пребывания в потоке опыта, продуктивной трансформации трудной ситуации, риска неопределенности, результатов «потерь», собственных и семейных ограничений, ресурсов, важности ценностей и прочности семейных отношений, взаимопонимания и взаимопомощи: психологической и реальной.

В возникновении и преодолении трудностей и конфликтов, кризисов семьи особое значение имеют семейные сценарии, часто отражающие те или иные незавершенные отношения и нерешенные проблемы. Многие болезненные симптомы и нарушения происходят именно из–за заложенных в семейных сценариях незавершенных отношений или действий, особенно в наиболее близких, «объектных», семейных отношениях, где человек выбирает: быть с Богом или с домашними. Именно отсюда появилась знаменитая Библейская фраза: «И враги человеку домашние его». Характерная «кривая активации личности», описывающая совладание с трудностями жизни, формируется в раннем детстве, на основе научения, то есть семейного сценария. После этого она мало изменяется. Если субъект не находит способов борьбы со стрессом, возникающим в результате неудовлетворения потребностей, развивается напряжение и выгорание (нарушения поведения, сознавания и переживания), деформации здоровья (физического и психического), жизнедеятельности и личности в целом.

Знать, почему действие или отношения не завершаются, важно и для выбора направления помощи ребенку или взрослому, и для прогноза развития ситуации, включая жизнеутверждающий потенциал семьи, выбора правильной стратегии преодоления повседневных трудностей и конфликтов, кризисов и нарушений, связанных с развитием семьи, семейным жизненным циклом, а также с развитием личности, ее нормативными и ненормативными кризисами и иными трудностями жизнедеятельности и развития.

Обращение к понятию жизнеутверждающего потенциала связано с необходимостью интеграции во многом пересекающихся, но и разрозненных областей. Жизнеутверждающий потенциал семьи как понятие позволяет отразить:

Обращаясь к понятию «жизнеутверждение», А.Швейцер [11], в рамках концепции благоговения перед жизнью, выделяет его как компонент благоговения, наряду со смирением (принятием жизни) и нравственным отношением к ней. Он отмечает, что оно этично, то есть опирается на важнейшие ценностные основания жизни человека и общества, а также «содержит в себе оптимистические волю и надежду, которые никогда не могут быть утрачены. Поэтому человек не боится повернуться лицом к мрачной реальности и увидеть ее такой, какова она на самом деле». Жизнеутверждение противостоит жизнеотрицанию, проявляющемуся в виде депрессивных и разрушительных тенденций в осмыслении и взаимодействии с жизнью. Жизнеутверждение, согласно А.Швейцеру, – зависящая от ценностей личности тенденция самореализации, к развитию («воля к прогрессу»), а также конкретное событие духовного акта, в момент которого человек перестает жить бездумно и посвящает себя жизни, с благоговением возвышая жизнь до истинной ценности, углубляя и расширяя одухотворенную и усиленную волю к жизни. Описывая проблемы жизнеутверждения « самого по себе», он отмечает, что вне нравственного отношения к жизни оно производит «лишь неполную и несовершенную культуру». Нравственные основы жизнеутверждения придают субъекту проницательность, позволяющую отличить истинно ценное, преобразующее, развивающее людей – каждого в отдельности и всех вместе.

Основы жизнеутверждения, нравственные, содержательные, инструментальные, человек черпает из опыта семьи, развития в семье. Развитие личности предполагает конструирование определенной модели своей жизни, включающей в себя ценности и цели жизни, представления о себе и окружающих, способы их достижения в общении и деятельности. В качестве такой модели, формирующейся в процессе развития, выступает жизненный сценарий. Развитие семьи предполагает формирование аналогичного по функциям и во многом по структуре, содержанию и процессам – семейного сценария, включающего опыт защитного, совладающего и самореализационного поведения, его межпоколенную трансмиссию. Говоря о межпоколенной передаче (трансмиссии), предполагается, что большинство детей выходят из своих семей, имея приблизительно такой же уровень дифференциации, как и у родителей, только некоторые переходят на более высокие или низкие уровни.

Практически все имеющиеся исследования обращают внимание на то, что семья и человек в своем развитии проходят ряд этапов, нормативных и ненормативных кризисов, решают разные задачи развития, в том числе задачи защиты, совладания, самореализации, различаясь по таким параметрам как склонность членов семьи к психологическому выгоранию, жизнестойкость, предпочитаемые стратегии трансформации повседневных и кризисных трудных ситуаций. Внешние, социальные, в том числе исторические события человек может воспринимать пассивно, страдательно, а может активно вовлекаться в них. К примеру, военные конфликты, экономические катаклизмы становятся событиями в жизни целых поколений, радикально изменяют образ и ход жизни – семей и общества в целом. Существует также ряд внешних событий, связанных с культурными традициями того или иного общества (религиозные праздники, национальные памятные даты, крещение, свадьба и др.). Другой разновидностью этих событий выступают перемены в микросреде: рождение и смерть родственников, происшествия на работе и другие значимые или даже роковые случаи, нарушающие планы человека. Вторая группа – события поведения человека в окружающей среде, поступки, события в жизни человека, влияющие на временно–пространственные параметры жизни окружающих, которые могут приобретать статус «события». Все события, а также способ совладания с ними вносят вклад в семейный сценарий, жизнестойкость семьи, ее жизнеутверждающий потенциал. Как в кризисных, так и повседневных ситуациях процесс самореализации (становления) запускается в условиях психологической защищенности: индивид отбрасывает защитные маски, переживает свои внутренние, имманентно присущие ему скрытые качества; он обнаруживает в этих переживаниях незнакомца, который живет за масками, который и есть он сам, личность, более открытую составляющим своего целостного опыта; личность, у которой существует доверие к себе и миру, которая учится жить, понимая себя и мир, участвуя в потоке непосредственно переживаемого опыта и постоянно обнаруживая в нем свои и других людей новые качества. Такая защищенность – результат жизнеутверждающего отношения окружающих и личности к себе и миру. Центральная проблема личной жизни: сможет ли личность стать субъектом собственной жизни. Субъектом своей жизни личность становится в силу способности решать свои проблемы, отвечать за свои поступки, за счет ответственности и отношений с другими людьми. Человек становится субъектом жизни в том смысле, что он вырабатывает способ решения жизненных противоречий и осознает свою ответственность перед собой и людьми за последствия такого решения: он выбирает сам реализовать стратегию жизнеутверждения и развить свой и семьи потенциал жизнеутверждения или реализовать стратегию и нарастить потенциал жизнеотрицания у себя и членов своей семьи, своего рода и общества в целом. Разрешение противоречий жизни способствует развитию личности и находит отражение в способах отношений людей друг с другом. Способ этого решения жизненных противоречий характеризует социально–психологическую и личностную зрелость человека. Последняя проявляется в умении координировать свои и окружающих особенности, возможности и ограничения, ценности и смыслы. Продуктивная жизненная стратегия заключается в раскрытии и разрешении подлинных причин противоречий, а не в уходе от них путем жизненных перемен или иных защит, снижающих жизненную стойкость, жизнеутверждающий потенциал семьи. Психологические особенности и способности личности и семьи, их потенциал жизнеутверждения или жизнеотрицания – производные от реального взаимодействия с жизненными обстоятельствами – преодолевается разрыв между личностью и семьей как субъектом и ее жизнью как объектом.

Жизнь человека есть творческий процесс. Разрабатывая, корректируя и реализуя жизненный сценарий, личность овладевает искусством жить – особым умением, основанным на глубоком и всестороннем знании жизни, развитом самопонимании и владении системой методов и технологий жизнетворчества. Жизнетворчество – способ решения текущих, среднесрочных и перспективных жизненных задач разной степени трудности, новизны и происхождения, процесс упорядочивания личностной событийной картины жизни, процесс ее самосовершенствования. На протяжении жизненного цикла человек и его семья постоянно сталкивается с самыми различными трудностями и неблагоприятными условиями: болезни, жилищно–бытовые неудобства, конфликты с социальным окружением, последствия широких социальных процессов (война, социальные кризисы и т. п.). Поэтому перед личностью и семьей часто возникают более или менее простые и значимые проблемы, которые могут деструктивно повлиять на ее жизнь. Вопрос о том, что является в семье нормой, благополучием, а что нарушением, неблагополучием – для семьи и ее членов – один из самых трудных в современной психологии. Семейное неблагополучие могут вызывать как макро, так и микросредовые факторы: социальная политика и экономика общества, состав и структура семьи, уровень ее материального благополучия, а так же качество выполнения семейных функций, семейный психологический климат. Традиционно различают нормально функционирующие и дисфункциональные семьи, адаптированных и дезадаптированных индивидов. Психологическая атмосфера дисфункциональной семьи, неспособной к продуктивному преодолению кризисов, оказывает деформирующее давление на ее членов. Наиболее уязвимыми обычно оказываются дети, хотя личностная деформация происходит не во всех случаях. Одни люди и семьи благополучно переживают трудные ситуации и стрессовые воздействия, сохраняя при этом внутреннюю гармоничность и сплоченность, равновесие и развитие. Для других же людей и семей даже «нормативные» трудности, естественные изменения в семейной жизнедеятельности становятся серьезным испытанием, приводя к нарушениям внутренней гармонии и семейных взаимоотношений, вносят дисбаланс в семейную и личностную систему.

Самочувствие членов семьи зависит от выбора стратегий совладания в момент столкновения с психотравмирующей ситуацией. Использование активной жизнестойкой стратегии – решение проблемы, способствует низкой восприимчивости членов семьи к стрессовым событиям, тем самым не возникает общий стрессовый фон, переходящий в напряжение членов семьи, и поддерживается положительный микроклимат в семье. К жизнестойким стратегиям совладания исследователями относят активные поведенческие стратегии, одной из которых является ориентация на решение проблемы. Отрицание или избегание являются регрессивными формами совладания, которые не позволяют семье эффективно противостоять стрессовому воздействию, снижают жизнестойкость, ресурсы семьи и ее членов. В процессе семейных отношений ресурс может изменяться: либо истощаться, либо пополняться, обновляться. Семейные отношения претерпевают в процессе развития периоды кризиса и стабилизации. Изменяются и сами по себе ресурсы семьи: дополняясь тем жизненным опытом совладания и жизнеутверждения, которые семья накапливает, успешно преодолевая конфликт или проблемную ситуацию той или иной трудности и масштаба. Перспективы развития семейных отношений могут быть четко определены, если можно определить имеющиеся ресурсы, их качество на определенных этапах развития семьи. Имеются различные варианты определения понятия «ресурс», анализ которых позволяет рассматривать его как функциональный (психологический, физиологический, профессиональный и др.) потенциал, обеспечивающий устойчивый уровень реализации активности человека на протяжении определённого отрезка времени. Таким образом, для правильного распределения своих (ограниченных) ресурсов человек использует различные способы. Эффективность использования этих ресурсов зависит от параметров, характеризующих как саму задачу (величина нагрузки) или ситуацию (степень угрозы, ответственности и т.д.), так и способы использования их человеком.

Наряду с понятием «ресурс» используется и понятие «потенциал» как возможности, средства, ресурсы, которые подойдут для решения какой–либо задачи, достижения определенной цели; возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области. Жизнеутверждающий потенциал семьи можно определить как ресурс, который имеется в семейно–брачных отношениях, позволяет строить, поддерживать и развивать межличностные взаимоотношения в процессе повседневного и кризисного взаимодействия, для разрешения обыденных трудных и конфликтных, а также кризисных (нормативных и ненормативных) ситуаций. Это то, что предопределяет перспективы развития семейных отношений. Он включает выработанные реакции на трудности, конфликты, кризисы, приобретенные в системе родительской семьи, скорректированные влиянием референтной группы, физическим и психологическим здоровьем, физическим возрастом, временной длительностью брачных отношений, правилами интимных отношений, отношением детей к родителям, и т.д.

Наиболее близким изучаемому понятию по звучанию является понятие «жизнестойкость» [1; 2]. В рамках изучения жизнестойкости семьи и личности отмечается, что в современном мире человеку и семье, для того чтобы приспособиться к множественным стрессам и конфликтам, успешно реализовывать себя, необходимо приобрести такое качество, которое позволило бы эффективно самореализовываться. Жизнестойкость понимается как некоторый паттерн структуры ценностей и навыков, позволяющий преобразовать несущие угрозу развитию и существованию человека и семьи, изменения окружающей действительности в возможности развития. Это интегральная личностная черта, ответственная за успешность преодоления личностью жизненных трудностей. Выраженность жизнестойкости характеризует меру способности личности выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя внутреннюю сбалансированность и не снижая успешность деятельности. Жизнестойкость также определяется как ключевая личностная переменная, опосредующая влияние стрессогенных факторов, в том числе хронических, на соматическое и душевное здоровье, развитие человека и его отношений как на работе, так и в семье. В этом смысле она выступает как компонент жизнеутверждающего потенциала семьи, как совокупность ресурсов по преодолению деструктивных последствий трудных ситуаций. Помимо жизнестойкости членов семьи, их ресурсов противодействия психологическому выгоранию, жизнеутверждающий потенциал семьи и ее отдельных членов включает поведение, направленное на самореализацию «вопреки и благодаря» жизненным трудностям. Кроме жизнестойкости, важным моментом является то, что человек и семья стремится сохранить привычный для него (характерный) уровень активации (оживленности, энергичности). Характерная «кривая активации личности», совладания с трудностями жизни, формируется в раннем периоде жизни субъекта, на основе научения, то есть, в случае семьи, семейного сценария, и мало изменяется в течение жизни. Если субъект не находит способов борьбы со стрессом, возникающим в результате неудовлетворения и фрустрации тех или иных (групп) потребностей, развивается напряжение и выгорание (нарушения поведения, сознавания и переживания), деформации здоровья (физического и психического), жизнедеятельности и личности в целом.

Жизнестойкость, как основной компонент жизнеутверждающего потенциала семьи, – ключевой ресурс преодоления, обеспечивающая способность и готовность субъекта активно участвовать в ситуациях повышенной для него сложности, управлять собой и ими, уметь осмыслять или преобразовывать деструктивные для функционирования или развития субъекта (индивида или семьи) события в опыт, конструктивно и успешно справляться с ними, развиваться. Жизнестойкий субъект обладает жизнестойкими убеждениями (вовлеченность, контроль, принятие риска), ведет жизнестойкий образ жизни (поддерживает свое физическое, психическое, социальное здоровье), использует жизнестойкие способы поведения для преодоления трудных жизненных ситуаций. Жизнестойкость –основная составляющая ресурсов (потенциалов) семьи в преодолении трудностей функционирования и развития, которая способствует поддержанию физического, психического, социального здоровья членов семьи, успешной реадаптации в стрессовых ситуациях, включая выход семьи и ее членов на уровень трансадаптации, связанный с самореализацией, трансценденцией, утверждением жизни, даже вопреки наиболее опасным угрозам внутреннего и внешнего по отношению к семье плана.

Можно отметить, что жизнеутверждающий потенциал семьи, человека как способность справляться с трудностями функционирования и кризисами развития, жизнестойкость как определенная степень «живучести» зависят от ресурсов личности. Модель жизнеутверждающего потенциала семьи, разрабатываемая нами, во многом сходна с концепцией А.Швейцера, а также моделями жизнестойкости, концепциями психологического выгорания, его профилактики и коррекции, а также концепциями психологического копинга и некоторыми исследованиями семейных сценариев. Мы полагаем, что жизнеутверждающий потенциал семьи можно определить как совокупность внутренних и внешних психологических ресурсов (возможностей и связанных с ними ограничений), которые могут быть актуализированы и использованы семьей в трудных повседневных и кризисных ситуациях разного типа, уровня трудности, для решения задач психологической защиты, совладания и самореализации членов семьи и семьи в целом. Это – совокупность внутриличностных и межличностных ресурсов (и связанных с ними ограничений), формирующихся, развивающихся и использующихся во взаимоотношениях членов семьи друг с другом и окружающим миром.

Жизнеутверждающий потенциал семьи как компонент семейного сценария может быть определен через понятие «репертуар жизнеутверждения». Репертуар жизнеутверждения – закрепленные в семейном сценарии набор способов поведения (защитного, совладающего и самореализационного типа) в отношении трудных повседневных и кризисных жизненных ситуаций, соотношением этих способов в конкретной жизненной ситуации в той или иной семье. Продуктивное и эффективное преобразование трудных жизненных ситуаций связано с переживанием семейного благополучия как общей удовлетворенностью членов семей жизнью в семье, ориентацией членов семьи на взаимопонимание и поддерживающее взаимодействие, которые помогают семье предотвратить или снизить выраженность реакций, приводящих к психологическому выгоранию:

Репертуар способов жизнеутверждения связан с гармоничностью семейных отношений, которая может быть оценена через ряд объективных (наличие и осознанность нравственных основ семейного функционирования, ориентация членов семьи на взаимопонимание и взаимопомощь, осмысленность родового опыта как осознанность и гармоничность отношений семьи с предками и потомками) и субъективных показателей (представления семьи и ее членов о своих возможностях и ограничениях в сфере профилактики, проживания, преобразования трудных жизненных ситуаций, удовлетворенность семейной жизнью и представления о гармоничности семейной взаимопомощи, субъективная значимость опыта преобразования трудных ситуаций, включая осмысление опыта рода и трансляцию родового опыта потомкам).

Опыт проживания в родительской семье и усвоение транслируемых ею поведенческих паттернов формирует определенный уровень самопонимания и понимания других, уровень дифференциации, которые влияют на функционирование индивида в семье. При низком уровне дифференциации члены семьи, как правило, не обладают отдельным самопониманием, а более или менее осознанно повторяют уже «наработанные», родительские, прародительские и другие внутрисемейные модели взаимодействия. Приведем схематическую модель жизнеутверждающего потенциала семьи. Для удобства представим ее в виде таблиц, отражающих важнейших компоненты, факторы, результаты жизнеутверждения и жизнеотрицания.

Таблица 1
Жизнеутверждающий потенциал семьи: источники и компоненты
Контексты и источники формирования и развития жизнеутверждающего потенциала семьи
Культурно–исторический контекст (исторический сценарий)Семейно–родовой контекст (семейный сценарий) Индивидуально–психологической контекст (сценарий жизни)
Историческая эпоха Этнокультурный контекст Религиозный контекст Общинный контекст Межпоколенная трансмиссия Гармоничность семейного сценария Стаж семейной жизни Детскородительские отношения Ценностносмысловые ориентации Защиты, выгорание Совладание, жизнестойкость Самореализация, развитие
Компоненты жизнеутверждающего потенциала семьи
Историкополитическая идентичность Этническая идентичность Духовнорелигиозная идентичность Родовая идентичность Семейные ценности, нравственность Взаимопонимание, взаимопомощь, Стабильное взаимное развитие Взаимные подтверждение, поддержка Принятие риска, готовность меняться Воля к развитию, субъектность Включенность, принятие мираКонгруэнтность, гармоничность
Историкополитическая компетентность Этнокультурная компетентность Плюрализм, толерантность Социально–психологическая компетентность Крепкие отношения, значимость опыта Совместность решения задач равенство вкладов Целенаправленность развития, трудолюбие Родительская компетентность, взаимное воспитание Экспириентальное, толерантность к неопределенности Развитая рефлексия, (само)управление Доверие к себе и миру, понимание Аутентичность, искренность

Мы присоединяемся к утверждениям А. Швейцера других зарубежных и отечественных исследователей психического выгорания, совладания, жизнестойкости, что жизнеутверждение предполагает опору на наиболее общие ценностные основания жизни человека и общества, «содержит в себе оптимистические волю и надежду», которые никогда не должны быть утрачены.

Таблица 2
Жизнеутверждающий потенциал семьи: процессы и выборы
Процессы и процедуры развития жизнеутверждающего потенциала
Профилактика (исследование, мониторинг) Проживание (пребывание, трансформация) Преодоление (самореализация, развитие)
Самодиагностика защит и блокад развития Самообучение и взаимообучение Гармонизация, «чувство меры» Диалог с миром, семьей, самим собой Вера, надежда Любовь, дарение и принятие Мудрость, оценка ресурсов и ограничений Смирение, терпение Творчество Пребывание в потоке Наслаждение жизнью Принятие перемен
Отсутствие профилактики Отказ от проживания Отказ от самореализации
Накопление защит и блокад развития Отказ от обучения и воспитания себя и других Дисгармонии, консонансы Монолог, диктаторство или изоляция Неверие, безнадежность Привязанность, претензии Наивность, нерефлексивность Нетерпение, агрессия Шаблонность Фрагментарная личность Страдание и уныние Неприятие, депрессия

Субъект открыто смотрит на жизнь, ее темные и светлые стороны, не боится понимать реальность. Жизнеутверждение противостоит жизнеотрицанию, проявляющемуся в виде депрессивных и разрушительных тенденций в осмыслении и взаимодействии с жизнью как управляемая нравственными императивами воля к развитию, как уважительное и принимающее отношение к жизни оно развивает людей, семью [1; 2; 3].

Жизнь как творческий процесс предполагает, что разрабатывая, корректируя и реализуя жизненный сценарий, личность овладевает искусством жить – особым умением, основанным на глубоком и всестороннем знании жизни, развитом самопонимании и владении системой методов и технологий жизнетворчества. Жизнеутверждение как жизнетворчество – способ решения текущих, среднесрочных и перспективных жизненных задач разной степени трудности, новизны и происхождения, процесс упорядочивания личностной событийной картины жизни, процесс ее самосовершенствования [4; 6; 11]. Как и А.Швейцер, мы можем рассмотреть жизнеутверждающий потенциал семьи как явление, тесно связанное с нравственным, ценностным отношением субъекта (семьи, индивида) к себе и миру, понимания себя и мира, особенности осмысления которых (предметная или «объектная» фокусировка и стратегии осмысления фокус), определяются ценностями субъекта и проявляются в моделях общения (взаимодействия) субъекта с миром, с людьми. В зависимости от регулирующих их жизнедеятельность ценностей, члены семьи используют в общении друг с другом различные стратегии понимания (себя, другого, ситуации). Это могут быть объясняющие стратегии, обращенные на защитное осмысление и отреагирование «по шаблону», заданному семейным сценарием и общественными «нормативами», при этом деструктивный опыт по возможности игнорируется, преуменьшается или (на пике трудной ситуации) катастрофизируется: преувеличивается, воспринимается как «единственно значимый» аспект жизни семьи. Сама трудная ситуация рассматривается фрагментарна, без соотнесения с жизнедеятельностью семьи в целом, поэтому полученный в процессе ее преобразования опыт может остаться «нее впрок» семье или индивиду. Это могут быть интерпретирующие стратегии, обращенные к попыткам активного совладания, смыслового преобразования трудной жизненной ситуации и ее компонентов, опирающиеся на рефлексию и трансформацию деструктивных фрагментов семейного сценария. При этом осмысляемые семьей трудные ситуации рассматриваются в контексте ее текущей жизнедеятельности: семья стремится преобразовать ситуацию, а также накопить опыт преобразования трудных ситуаций с целью их профилактики и успешного совладания в будущем. Трудная ситуация рассматривается в соотнесении с текущими взаимоотношениями субъектов, а ее преобразование закрепляется как опыт преобразования в отношении той или иной группы ситуаций взаимодействий. Это могут быть и диалогизирующие стратегии, направленные на попытку диалога с миром, переосмысление шаблонов и нормативов социальной и семейной жизни, а также предполагающие поиск семьей уникального и опирающегося на диалогическое осмысление ситуации способа преобразования, при котором трудные жизненные обстоятельства становятся значимым фрагментом жизненного опыта и ресурсов личности и семьи, их направленного на самореализацию жизнеутверждения. Трудная ситуация рассматривается в соотнесении с жизнедеятельностью семьи в целом, а также с текущими взаимоотношениями ее участников, опыт ее преобразования распространяется на другие сферы жизнедеятельности и отношений семьи, делая семью более толерантной к трудностям как таковым.

В этом процессе немалая доля принадлежит вовлечению семьи в отношения взаимопомощи – социального служения. Это могут быть как светские, семейные клубы и группы взаимопомощи, так и религиозно–ориентированные группы и объединения, целью которых является помочь себе и другим людям утверждать жизнь, благоговея перед нею, Богом. Служение жизни и есть ее утверждение, отказ от жизнеотрицания и помощь окружающим в преобразовании их жизни.

Таблица 3 Жизнеутверждающий потенциал семьи: выгорание и жизнестойкость
Континуум трудных повседневных и кризисных ситуаций
Повседневные трудные ситуации Кризисные трудные ситуации
Межличностные конфликты Ролевые конфликты Родовые конфликты Ненормативные кризисы Нормативные кризисы
Простота выбора, изменения поведения и отношений
Относительно легко и просто: нужны наблюдение, переобучение, рефлексия Сложно Весьма сложно и трудно: нужны постоянное наблюдение, помощь близких и/или психотерапевта
Выбор жизнестойкости и самореализацииКластеры симптомов выгоранияВыбор выгорания и деформаций
Поиск факторов и «ниш», препятствующих дезорганизации, психотерапевтическое взаимодействие и развивающие отношения Переживание травмирующей ситуации Социальная нестабильность, дезорганизующие факторы, патологизирующие роли и отношения
Завершение отношений, гармонизация отношений, разнообразие, открытость отношений Трансформация межличностной эмпатии Дисгармоничные и незаконченные отношения, стереотипия и закрытость отношений
«Мужество жить», освоение выбора как психотехнологии, успешность и здоровье Личностные изменения и деформации Отказ от развития и выбора , замещающие реакции, заболевания и неуспешность
Жизнеутверждение, благоговение перед жизнью, развитие семьи, отношений в ней, семейное благополучие Трансформация семейной жизнедеятельности Отказ от жизнеутверждения, неуважение к жизни, редукция семейных обязанностей, семейное неблагополучие, распад семьи
Продуктивные выборы Компоненты жизнестойкости Негативные выборы
Включенность в жизнь, уважение к себе и миру, доверие Вовлеченность Отчуждение от жизни и самого себя
Ощущение субъектности, ценности собственного бытия Контроль Беззащитность и загнанность в клетку
Толерантность к неопределенности, исследование риска, открытость опыту, интерес к стратегическим аспектам выживания Принятие риска Парализующий активность страх потерять комфорт и безопасность, интерес к тактическим аспектам выживания
Подтверждение нравственных основ, реальные и действенные ценности Нравственность Деформация нравственных основ, формальность, декларативные и фиктивные ценности
Укрепление рода, продуктивные трансформации семейных сценариев Результаты выборов Ослабление или вымирание рода, негативные хамартические семейные сценарии
Итак, говорить о жизнеутверждающем потенциале можно в отношении каждого отдельного субъекта: личности, семьи, группы. Общим моментом в его определении является понимание данного феномена как совокупности ресурсов и ограничений, которым субъект обладает и которые использует и/или преобразует в процессе преодоления жизненных трудностей, в диалоге с миром, с другими субъектами, в конкретной ситуации взаимодействия как ситуации жизнедеятельности в целом. Жизнеутверждающий потенциал семьи и ее членов определяется особенностями преодоления жизненных трудностей, выраженностью поведения защитно–пассивного и активно–совладающего типа, а также поведения, направленного на самореализацию. Он проявляется в жизнестойкости человека и его семьи как способности преобразовывать проблемные повседневные и кризисные ситуации жизнедеятельности, используя их как возможности развития жизненного опыта, коррекции семейных и иных жизненных сценариев, в том числе обогащения опытом выживания в тех проблемных, конфликтных и кризисных ситуациях, с которыми сталкивается человек и его семья. Жизнеутверждающий потенциал личности и семьи препятствует психологическому выгоранию, способствует расширению семейных и личностных ресурсов как возможностей и опыта совладания с трудностями, помогает поддерживать баланс «вкладов» в семейную систему всех членов семьи, баланс взаимоотношений семьи и общества. Жизнеутверждающий потенциал семьи представляет собой те возможности и ограничения совладания (жизнеутверждения), которыми обладает семья и от которых напрямую зависят результаты прохождения семьей трудных и кризисных ситуаций и этапов ее жизнедеятельности.

Литература

  1. Арпентьева М.Р. Взаимопонимание и жизнеутверждающий потенциал семьи // Семейная психология и семейная терапия. – 2014. – â�� 3. – С. 3 – 40.
  2. Арпентьева М.Р. Изучение жизнеутверждающего потенциала семьи: понятия, направления, результаты // Семейная психология и семейная терапия. – 2014. – â�� 4. – С. 3 – 49.
  3. Арпентьева М.Р. Понимание себя и мира в раннем детстве и жизнеутверждающий потенциал личности // Психолог в детском саду . – 2014. – â��2. – С.3–30.
  4. Баркова Э.В. Жизнеутверждение как ценность современной культуры // Миссия культуры. /Под ред. Бузского М.П., А.Н. Лощилина, М.: РФО РАН, 2007. – 178 с.
  5. Ильин И.А. Собрание сочинений. Т. 1. М.: Русская книга, 1993. – С.30.
  6. Лэнгле А. Дотянуться до жизни. Экзистенциальный анализ депрессии М.: Генезис, 2010. 128с.
  7. Мошкова И.Н. Что такое «семейное благо»? // Московский психотерапевтический журнал. – 2007. – â��3. – С. 129–145.
  8. Роджерс К. Психология супружеских отношений. Возможные альтернативы. М.: ЭКСМО–Пресс, 2002. 288с. ,
  9. Свешников В. Очерки христианской этики. – М.: Паломникъ. – 2000. 863 с.
  10. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М: Прогресс, 1990. 380с.
  11. Швейцер А. Жизнь и мысли. М.: Республика, 1996. 528 с

References

  1. Arpent'eva M.R. (2014) Vzaimoponimanie i zhizneutverzhdajushhij potencial sem'i [Understanding and uplifting the potential of the family] // Semejnaja psihologija i semejnaja terapija. â�� 3. S. 3 – 40. [in Russian]
  2. Arpent'eva M.R. (2104) Izuchenie zhizneutverzhdajushhego potenciala sem'i: ponjatija, napravlenija, rezul'taty [Study of the life–affirming potential of the family: concepts, trends, results] // Semejnaja psihologija i semejnaja terapija. â�� 4. S. 3 – 49. [in Russian]
  3. Arpent'eva M.R. (2014) Ponimanie sebja i mira v rannem detstve i zhizneutverzhdajushhij potencial lichnosti [Understanding ourselves and the world in early childhood and life–affirming potential of the individual] // Psiholog v detskom sadu . – â��2. – S.3–30.[in Russian]
  4. Barkova Je.V. (2007) Zhizneutverzhdenie kak cennost' sovremennoj kul'tury [Life–affirming as the value of modern culture] // Missija kul'tury. /Pod red. Buzskogo M.P., A.N. Loshhilina, M.: RFO RAN. 178 s.[in Russian]
  5. Il'in I.A. (1993) Sobranie sochinenij [Collected works]. T. 1. M.: Russkaja kniga. S.30.[in Russian]
  6. Ljengle A. (2010) Dotjanut'sja do zhizni. Jekzistencial'nyj analiz depressii [To Reach life. Existential analysis of depression]. M.: Genezis. 128s.[in Russian]
  7. Moshkova I.N. (2007) Chto takoe «semejnoe blago»? [What is a " family good "?] // Moskovskij psihoterapevticheskij zhurnal. â��3. S. 129–145.[in Russian]
  8. Rodzhers K. (2002) Psihologija supruzheskih otnoshenij. Vozmozhnye al'ternativy [Psychology of the marital relationship. The possible alternatives]. M.: JeKSMO–Press. 288s. [in Russian]
  9. Sveshnikov V. (2000) Ocherki hristianskoj jetiki [Essays on Christian ethics]. M.: Palomnik. 863 s. [in Russian]
  10. Frankl V. (1990) Chelovek v poiskah smysla [Man in search of meaning]. – M: Progress. 380s.[in Russian]
  11. Shvejcer A. (1996) Zhizn' i mysli [Life and thought]. M.: Respublika. 528 s. [in Russian]

ЖИЗНЕУТВЕРЖДАЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ СЕМЬИ И ЛИЧНОСТИ

Резюме. Статья посвящена одной из наиболее интересных проблем современной психологии семьи – проблеме совладания семьи с трудностями в повседневной жизни и кризисах развития, вводятся новые понятия «жизнеутверждающий потенциал семьи», «репертуар жизнеутверждения», описывается модель жизнеутверждающего потенциала, взаимосвязь взаимопонимания в семье и ее жизнеутверждающего потенциала. Рассматриваются связи жизнеутверждающего потенциала семьи, жизнестойкости и устойчивости к психологическому выгоранию и деформациям личности, деятельности, здоровья. Жизнеутверждающий потенциал семьи рассматривается как компонент семейного сценария, формирующего его разновидности, в том числе сценарии победителей, хаматрические сценарии.

Ключевые слова: жизнеутверждающий потенциал семьи, сценарий семейный, жизнестойкость, совладание, самореализация.

Arpentieva Mariyam Ravilievna – the candidate of psychological sciences, associate Professor, senior researcher of the Department of psychology of development and formation of the Kaluga state University K.E. Tsiolkovsky Kaluga, Russia, phone: +79533134816, e–mail: mariam_rav@mail.ru

THE FAMILYâ��S AND PERSONALâ��S LIFE–AFFIRMING CAPACITY

Abstract. The article is devoted to one of the most interesting problems of modern psychology of the family – the problem of coping of families with difficulties in daily life and the crises of development, introduced the new concept of " the familyâ��s life–affirming capacity ", "the repertoire of life assertion", describes a model of positive potential, the relationship of mutual understanding in the family and its vital capacity . The relation of the familyâ��s life–affirming capacity, viability and sustainability to the psychological burnout and deformations of the person, activity, health. Life–affirming the capacity of the family is considered as a component of the family scenario, forming its variants, including scenarios of winners, hamatrices scenarios.

Basic concepts: the familyâ��s life–affirming capacity, the repertoire of life assertion, scenario family, resilience, coping, self–realization.

М.Р. Арпентьева, кандидат психологических наук, доцент, старший научный сотрудник кафедры психологи развития и образования

Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского Министерства образования и науки РФ, Калуга, Россия

mariam_rav@mail.ru


М.Р. Арпентьева потенциал семьи, потенциал личности, жизнеутверждение, family potential, personality potential, life affirmation
Вернуться

Добавить комментарий

Представьтесь:
Email:
Ваше мнение:
 

Комментарии