ПРОЕКЦИЯ И ИНТРОЕКЦИЯ В ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
В статье рассматриваются механизмы проекции и интроекции в контексте концепции о четырех фундаментальных мотивациях А. Лэнгле.
Духопельникова В.Ю.,
тренер, психолог, коуч, преподаватель
Одесский Национальный университет имени И.И. Мечникова Институт математики, экономики и механики,
кафедра социальной и прикладной психологии
г. Одесса, Украина ПРОЕКЦИЯ И ИНТРОЕКЦИЯ В ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
«... я оглянулся посмотреть, не оглянулась ли она, чтоб
посмотреть, не оглянулся ли я»
Проекция и интроекция вошли в психотерапевтическую и психологическую практику благодаря З. Фрейду, прежде всего как «защитные механизмы», рассматриваемые, как правило, в патологии.
Однако в рамках данной статьи мы предлагаем Вам сначала вывести их в контекст обычных «психических механизмов», что даст нам возможность рассмотреть их в большем диапазоне и широте проявлений, а затем, при желании, снова вернуть им статус «защитных», но (как вариант) уже на более глубоком уровне понимания «защиты» перед лицом «экзистенции». Это возможно потому, что переживание Бытия как такового и «трансформация» в этом переживания собственной личности может сопровождаться феноменами изменениями границ личности, их проницаемости, смены масштабов бытия, себя и своего положения в нем, глубины переживания текущего момента, изменения и трансформации проживаемой модели «здесь и сейчас», а также изменения характеристик течения времени и пространства и других подобных феноменов. И, пожалуй, эти изменения не только возможны, но и неизбежны при смещении фокуса восприятия-внимания на само/в само Бытие и со-поставлении себя ему, потому что, как говорил Ф. Ницше, «если долго вглядываться в Бездну, Бездна начинает вглядываться в тебя».
В этой статье мы хотим сделать акцент на 4-х уровнях
фундаментальной мотивации Альфреда Лэнгле, движущих сил разных уровней генеза и существования (в себе самом и мире) и обозначенных вопросами:
1) «могу ли я быть в этом мире?»;
2) «нравится ли мне жить?»;
3) «имею ли я право быть таким?»;
4) «что я должен делать?»
и переживаемых на уровне ощущений, эмоций, мыслей,
представлений, и многократного их соотнесения между собой.
Ответ на каждый из них является результатом сложного процесса
восприятия, и в нем – проецирования и интроецирования – образа себя, образа мира, образа «себя в мире». Это очень сложный и динамичный по своей структуре процесс – «проверка»/сверка «могу ли», «нравится ли», основания для «права быть» и «быть таким» – в определенном качестве сознания и самосознания, а также субъектно- и объектно-деятельстного (ролевого), «что я должен делать» – в этом мире и в самом себе /в мире самого себя /с самим собой. Хочется обратить внимание на то, насколько многоуровневой является внутренняя динамика этого процесса: это некий ежесекундно поддерживаемый баланс, сродни гомеостазу, работе вестибулярного аппарата, только поддерживающий переживание бытия мира и себя – ежесекундно «генерируемое», поддерживаемое ощущение-состояние (константное и динамичное одновременно). И подобно тому, как в процессе восприятия выделяют 4 вида/уровня памяти – сенсорную/мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную, аналогичное восприятие может быть выделено и в «памятовании себя», восприятия себя в мире (и ежесекундное формирование/поддержание в переживании этого восприятия). Данное «преобразование» позволяет перевести понимание переживания образа «я», образа «себя в мире» в динамичные системы разного «уровня»: существования в себе самом, соотнесения себя с собой (сенсорного мгновенного, краткосрочного, оперативного, долгосрочного образа мира, образа себя, образа себя в мире – субъективного и объективного, желаемого, реального, идеального и действительного). Метафора 4-х видов памяти по отношению к личности позволяет лучше прочувствовать разницу между переживанием / сенсорным и соотнесением с образом себя (соподчинении с имеющимся опытом и представлением) и в этом – ясно обозначающий себя «способ описания»/ способ восприятия (формирующий само переживания), создающий границу «субъекта» и «объекта». При этом «я» является и «проектом» и «интроектом», осознание самого этого сложного процесса многоуровнего проектирования делает восприятие более «пластичным» и отчасти разрешает «основной порок рационального мышления», который состоит в том, что «оно исходит из принципа противоположности субъекта и объекта, то есть разделяет мир на две сферы – объективную и субъективную». Однако, как отмечают классики, «подлинная философия, с точки зрения экзистенциализма, должна исходить из единства объекта и субъекта. Это единство воплощено в «экзистенции», то есть некой иррациональной реальности».
Таким образом, формирование ответов на 4 вопроса фундаментальной мотивации и соотнесение их между собой – 1) «могу ли я быть в этом мире?», 2) «нравится ли мне жить?», 3) «имею ли я право быть таким?», 4) «что я должен делать?» – является сложными динамичными во времени и пространстве системами проекций (внешних и внутренних), включающих различные уровни восприятия – себя, мира, себя в мире; формируемых в процессе соотнесения образов реального и идеального, желаемого и действительного, а также различных уровней восприятия (представлений и ощущений) и координирование в едином процессе восприятия. Такое комплексное понимание делает процесс переживания своего бытия более пластичным, и не только, как говорил Ф. Перлз в книге «Свидетель терапии», «сдвигает границу между собой и миром немного в свою пользу», но трансформирует ее, делая проницаемой для сознающего восприятие восприятия, и дает комплексный инструмент управления переживанием собственного бытия.Сведения об авторе:
Духопельникова Валерия Юрьевна, тренер, психолог, коуч,
преподаватель ОНУ имени И.И. Мечникова, Институт математики, экономики и механики, кафедра социальной и прикладной психологии.
e-mail V.Dukhopelnykova@gmail.com, тел. +38 (050) 492 03 81
проекция, интроекция, фундаментальная мотивация, образ я, образ мира.
Комментарии