Ukrainian Association Existential Psychology and psychotherapy

Українська  асоціація
екзистенціальної
психології та психотерапії

/ Головна УАЄПП / Загальнодоступна інформація / Сборники статей / Сборник 2017 /

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ЛИЧНОСТИ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ


Кашкарова Н.А., магистр психологии Христианский гуманитарно-экономический открытый университет г. Одесса, Украина

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ЛИЧНОСТИ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ

Чтобы предельно точно представить развитие и пути преодоления проблем человеческой личности в современных условиях жизни, по нашему мнению, необходимо решить ряд теоретических задач:
 раскрыть понятие современной личности, представив личностный портрет современного человека;
 проанализировать направления (пути) преодоления экзистенциальных проблем современной личности на основе православной;
 выделить актуальные экзистенциальные проблемы современной личности.
На современном этапе развития психологии существует множество подходов к определению понятия личность, например, в общей психологии  личность – это феномен общественного развития, конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием [5].
С точки зрения православного христианства, личность – это ипостась есть глубинное основание человеческой природы, сотворённое по образу Божиему, по образу Иисуса Христа; она есть сам человек как свободный, разумный, словесный, творческий субъект, раскрывающий дарованный ему образ Божий и стремящийся к подобию Божию – через любовь к Богу и другим людям» [9,10]. Благодаря христианству, (деятельности великих каппадокийцев [26]) появилось понятие личности, сформировалась сама человеческая личность в ее современном понимании [9,10].
С христианской точки зрения личность есть фундамент, на котором выстраивается всё остальное: психологическое, социальное, культурное и т.д. При этом отсутствие каких-то верхних этажей не означает отсутствие самой личности [9,10].
Академическая психология раскрывает нам личность, как постепенно формируемое и довольно позднее социально-психологическое образование, которым обладают преимущественно взрослые, психически здоровые люди [9,10].
Современное общество стремится к сближению с западными моделями социального поведения [32], в которых, к сожалению, исчезает как ценность христианская религия, а вместе с религией из жизни уходит и нравственная система координат, исчезает понимание того, что такое добро и что такое зло, что такое хорошо и что такое плохо [4].
Ключевые факторы формирования современного общества:
1) Потребительская ориентация рынка: формирование
искусственных потребностей у личности, влияние на чувства и эмоции потребителей [32].
Превращение человека в капитал принижение человека [38].
2) Изменение роли и значимости информации в жизни
человека [27] Информация способна сделать с человеком все что угодно, навредить ему или же сделать его успешным, счастливым и умным человеком [28]. Серьезным вызовом современному человеку стал Интернет [24,40].
3) Вместе с информацией в разы увеличился темп жизни, с которым человек уже не справляется.
4) Внедрение в нашу жизнь новых цифровых технологий для расширения границ пространства и времени [32]. Происходит замена кoммyникaтивных тeхнoлoгий:  вместо книг – тeлeвизop и кoмпьютep [31].
5) Деформация науки и образования [40]. Университет вынужден встраиваться в систему потребительских отношений, измеряя собственную эффективность исключительно по финансовой, рыночной шкале [40], вся система образования определяется потребностями транснационального бизнеса [38].
6) Суггестивное влияние на человеческое поведение, чувства, вкусы людей, манипулирование и внушение [32].
• Манипуляция и со стороны общественной системы по отношению к нам, и на фоне этого разрастается и внутренняя манипуляция другими [22].
• Активное внедрение в нашу жизнь психотехнологий. Психотехнологии есть совокупность (система) психологических средств и методов воздействия (психотехник воздействия) на человека для получения определенного эффекта [27]. Направлены на создание общечеловеческого массового сознания (в основном – потребительского, гедонистического, по нашему мнению [27], являются следствием несомненных достижений классической научной психологии [33].
7) Разрушение духовно-нравственных основ человека (имеется в виду христианское понимание, т.к. духовность может выражаться как в положительном, так и отрицательном значении), что есть по Слободчикову «озоновый слой вокруг нашей Земли, который защищает нас от разрушительного воздействия космических лучей [33]. Чем духовно-нравственные основы являются:
1) главной иммунной, защитной системой достоинства и свободы личности – не «свободы от», когда «все – позволено»; но, главным образом, – «свободы для» осуществления своего призвания и назначения в этом мире [33].
2) главный фильтр при выборе необходимых средств нашей гуманитарной деятельности – инстанция, позволяющая отличить не только «свое» от «чужого», но и от агрессивно чуждого [33].
Сюда входит:
• Разрушение семейных ценностей [4].
• Толерантность  – как попустительство ко всему без разбора [4]. • Биоэтика. «Биоэтика усердно занимается оправданием
возможностей ученых-экспериментаторов ставить опыты над человеком – в техническом, биологическом, культурном, идейном плане» [38].
8) Мировоззренческая катастрофа включает в себя две тенденции [33]. Первая связана с порабощением внутренней жизни, всего сознания человека материальными, плотскими потребностями, потребностями собственной самости [33]. Вторая – попытка построить защитное мировоззрение на особой духовной основе; попытка все-таки обрести смысл жизни, преодолевая атеистические и материалистические стереотипы. Эта тенденция связана с соблазном понимания духовной ипостаси человека с помощью восточного мистицизма, оккультизма и магии [33].
9) Глобализация и трансгуманизм. Глобализация трансформирует не только экономические и политические отношения, она сильно и резко меняет мировоззрение современного человека, в результате чего возникают идеологические и культурные конфликты, психологическое напряжение и мировоззренческая неудовлетворенность [30]. Смысл глобализации – в тотальном размывании, разрушении и утверждении хаоса [37].
Трансгуманизм – совокупность различных доктрин, ставящих своей главной целью достижение земного бессмертия, создание сверхчеловека [11]. В основе философии трансгуманизма лежит гностико-манихейская философия, представляющая сегодня ядро всех эзотерических, оккультных учений [38].
Архитекторы этого процесса считают себя избранными [38], это гностики, исходящие из того, что есть избранные и стадо [38], которые отрицают любые запреты, обычный человек для них – биоматериал [38].
Некоторые его главные идеологи, например, Макс Мор – открытые сатанисты. Один из манифестов Мора называется «Во славу дьявола». Не все они буквально такие, конечно, но по духу трансгуманисты – стопроцентные либертарианцы, выступающие за «свободу от всех условностей [38].
Трансгуманизм занимается созданием антропоморфных существ, которые призваны заменить человека. Это происходит двумя путями: с одной стороны, человек превращается в киборга, с другой стороны, роботов делают все более человекоподобными. Потом они сходятся в определенной точке, и вы уже не можете отличить человека от робота. На смену интернету приходит нейронет – единый мировой электронно-биологический мозг, который будет объединять всех пользователей. Таково главное стратегическое направление реформаторов» [38]. Один из ключевых этапов трансгуманизма – создание сверхразума, который мыслится как эдакий технический аналог Бога. Его планируется создать к 2035-2050 году [34].
В аспекте качественной характеристики деятельности по отношению к человеческой природе человек рассматривается как экспериментальный объект, как биологический материал для применения новых технологий [34,38]. НБИК-технологии направлены на изменение «природы» человека, его силы, способностей мозга [13].
По отношению к социальным классам населения (человеческому обществу) идеологи трансгуманистического будущего уже сегодня ставят вопрос о радикальном сокращении населения планеты [34]. Создается двухуровневое общество – элита – «избранные» и «человеческий материал», ресурс, с которым они могут делать, что угодно. Создается новый подвид людей, превращенных в рабов [13].
Трансгуманистический проект несовместим с человеческой жизнью, полностью античеловечен по своей сути [38] и направлен на преодоление самой человеческой природы [37].
«Мы стоим на пороге подавления людей не просто роботизированными сверхчеловеками, но и вообще теми, кто будет отрицать человечество как таковое» [11]. Трансгуманизм грозит стать «новым фашизмом». В соответствии с этим меняется и вся система социальных отношений, образования, здравоохранения, меняется вся сфера культуры, поскольку утверждается новое видение» [13].
Таким образом, социум во многом дегуманизировался (имеется ввиду понимание гуманизма, основанное на христианских ценностях) [12]; человек перестал быть целью, он сам стал средством для решения экономических, политических, религиозных задач, а то и научных задач [2]. Задача социальных систем уравнять всех членов общества во взглядах и жизненных ценностях. А для этого индивидуальное сознание каждого члена общества необходимо «выровнять под одну гребенку», что означает неминуемое превращение людей в потребителей как материальных, так и интеллектуальных – духовных полуфабрикатов [29]. Это может быть продемонстрировано следующим образом:
• по отношению к другому: потеря душевно-духовной близости, общности людей, «отчужденность, инструментальность человеческих отношений» [2]. Современная личность исключает близкое и глубокое общение, основанное на взаимной заботе и внимании [32]. Замена личностного общения виртуальным, зачастую безликим обменом информацией [31].
• по отношению к семье: современное человечество изолируется от своих духовных корней, пpepвaлacь связь пoкoлeний, разрывается цепочка духовного наследования [29]. Возникает забвение семейных ценностей, наступает кризис традиционной семьи [29]. Налицо «пpoблeмa взaимooтнoшeний мyжчины и жeнщины, cyпpyжecких и ceмeйных oтнoшeний» [31].
• по отношению к обществу: социальное отчуждение, пассивность» [29], социальная невменяемость, анестезия нашей чувствительности к социальным противоречиям, которая обеспечивается переводом ответственного самоопределения личности в пространства приватной жизни – в клубные, бытовые, досуговые пространства [33].
• к окружающей действительности: современная личность отрицает, всякие запреты ограничения и правила поведения» [32].
• по отношению к ценностям, Богу: у современного человека складывается своя система ценностей [32]. Комфорт в европейской душе (да и в нашей) все больше занимал (занимает) место Бога и все чаще служил (служит) эквивалентом смысла жизни [40].
Не менее интересной представляется картина самоотношения человека:
по отношению к ценности собственной личности: происходит стандартизация личности наряду со снижением общекультурного уровня (последствие массового сознания) [29]. Люди «превращаются (в стадо) потребителей», и по отношению к самим себе наблюдается «рыночная ориентация» [32]. Человек превратился в товар и рассматривает свою жизнь как капитал, который следует выгодно вложить, если он в этом преуспел, то жизнь его имеет смысл, если нет – он неудачник, Его ценность определяется спросом, а не человеческими достоинствами.
по отношению к индивидуальности: именно как неповторимости, уникальности каждого человеческого существа также прослеживается чёткая её потеря. Например, медийная среда, насыщенная различными рекламными продуктами, поглощает человека, воздействует на его психику, навязывает «атрибуты», которые по ее мнению должны быть у каждого человека. Но на вопрос: «почему ты приобрел именно это?» подавляющее большинство ответит «не знаю», а за этим «не знаю» стоит «потому что у всех», «потому что это модно» и т. д. [39].
по отношению к финансовому благосостоянию: наблюдается увлечение кредитами, и как следствие – полная финансовая зависимость человека от банковской системы. В целом, современный человек много работает ради карьеры и обеспечения доступа к наслаждениям и активному потреблению [32]. Молодежь больше всего стремиться к заработку денег любыми способами, нежели заниматься любимым делом и получать удовлетворение от него [23].
Психологическое состояние современного человека характеризуется тeндeнцией к интpoвepcии, чeлoвeк yхoдит в ceбя, вплoть дo ayтизмa [31]. Потеря смысла жизни, инфантилизм, отчуждённость и одиночество становится бичом современного общества [2,32].
В то же время повсеместно наблюдаются манипулятивные тенденции. Установка на манипуляцию входит в современный социальный характер индивида, Фромм назвал его «рыночным характером» (Фромм, 1990) [20].
Появляется социальное явление конформист бунтаря – черты конформиста-бунтаря. Этот «бунтарь» воспитан в атмосфере общества, в котором индивидуальные интересы важнее общественных, не стремиться бороться за всеобщую свободу, он не ищет ее для других, а стремиться получить исключительно для себя. Причем очень часто получить желаемый уровень свободы ему представляется возможным лишь за счет свободы других, используя все представившиеся возможности для того, чтобы подняться по социальной иерархии вверх [25].
Внимание современной личности привлекают лишь острые и сильные ощущения. Для такой личности важна визуализация. Индивид жаждет острых ощущений: испуга, испытывает радость, наблюдая за чьим-то смущением и стыдом [32].
Потеря личностью способности ориентироваться в постоянно меняющемся внешнем мире, перенасыщение информацией может сформировать (и формирует) потребность в использовании различных средств ухода от действительности [27]. Нapкoтики, aлкoгoль, игpoвыe aвтoмaты, чрезмерное увлечение виртуальными мирами, кpeдиты [27,31]. Стрессы, психологические срывы, рост пcихичecких зaбoлeвaний [31].
по отношению к собственному душевно/духовному состоянию: 
в обществе создается культ материального успеха одновременно спренебрежением ко многим «нематериальным» сферам жизни. Типичным порождением такого образа жизни становится человек; на первый взгляд достаточно зрелый в практическом, жизненном смысле (точнее, приспособившийся, приземленный) и инфантильный в духовном [29]. И, как следствие, – потеря цельности, недостаток духовности, утрата веры [29], прогрессирующий эгоизм, основанный на Я, МНЕ, МОЕ [23], гедонизм [32], одичание и озлобленность людей, выражающееся в жестокости, равнодушии и терроризме [24]. Человек становится глухим к движениям собственной души, ее безотчетным порывам, к своим истинным потребностям, пытаясь заместить их потребностями иллюзорными, навязанными стереотипами – «быть как все» [31]. В целом, налицо глубокий духовный кризис, который является следствием оторванности от духовных корней (Бога, по нашему мнению) и «всеобъемлющей интеллектуализации и всепроникающей рационализации жизни» [29].
Таким образом, личностный портрет современного человека в целом неутешителен. Личность раздирают разнообразные кризисы: духовно-нравственный, идентичности, семейный, финансово-экономический и т. д.
Результат – стрессы, разнообразные болезни, как телесные, так и душевно-духовные (зависимости), внутренняя духовная неустойчивость, которая характеризуется отсутствием внутреннего духовного стержня (опоры, критерия), что в свою очередь основано на оторванности от духовных корней нашего общества, раздробленности, потере себя как глубоко внутренней личностной, духовно-нравственной потере целостности, личностном разделении с Богом.
На основании вышеперечисленного анализа человека в условиях современной действительности окружающего нас мира важно выделить экзистенциальные проблемы современной личности и наметить пути их преодоления, но сначала необходимо определить суть экзистенциальной проблемы.
ПроблеÌ�ма ( πρÏ�βλημα) (от греч. – преграда, трудность, задача) [35] в широком смысле – сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения [3].
Под психологической проблемой понимается переживаемый человеком дискомфорт, испытываемые им затруднения, в общем, всето, что становится для него своего рода помехой в отношениях, деятельности, наконец, в обычной жизни и решении повседневных проблем. Изменения, происходящие в социальной реальности, порождают новые проблемы в жизни людей, ставят новые задачи [7].
Экзистенциализм – это направление в философии, подчёркивающее уникальную неповторимость человеческой жизни. Предметом экзистенциализма является уникальное бытие отдельно взятого человека, его экзистенция – непоследовательное переживание им самим собственной жизни, которая выступает для него наиважнейшей и наиболее близкой реальностью [17].
Экзистенциальная психология (англ. existential psychology) – направление в современной западной психологии [18]. По Дружинину В.Н. – наука о том, как человеческая судьба зависит от отношения человека к жизни и смерти, о разнообразии и типологии человеческих жизней, о человеческом сознании и субъективной реальности, которая есть отражение жизни в образе индивидуального жизненного пути [6,8].
Проблемное поле экзистенциальной психологии определяется содержанием экзистенциальных проблем человека, которые и находятся в центре внимания теоретического анализа и практической работы экзистенциально ориентированных психологов [6].
Определение экзистенциальные проблемы – это фундаментальные, онтологические вопросы человеческого бытия, выступают условием существования индивида как человека [15].
К основным экзистенциальным проблемам относятся:
1) проблемы времени, жизни и смерти;
2) проблемы свободы, ответственности и выбора;
3) проблемы общения, любви и одиночества;
4) проблемы смысла и бессмысленности существования, поиска
смысла существования» [5,15,18].
Особенности экзистенциальных проблем:
• универсальный характер, т. е. постоянно присутствуют в жизни человека, независимо от того, переживает ли он их в данный момент и осознает ли эти проблемы вообще; кроме того, все люди открыты этим проблемам и находятся перед необходимостью их решения» [6]; • фундаментальный характер, поскольку они затрагивают самые сущностные вопросы человеческого существования [6], лежат в основе других проблем [7], а потому их решение оказывает сильное влияние на психологическое благополучие и здоровье человека [6];
• не имеют разового решения. На каждом жизненном этапе в силу жизненных событий или возрастных изменений мы должны находить соответствующие нашему уровню зрелости ответы» [6].
Функция экзистенциальной проблемы – служить вызовом, «тревожить», заставлять перепроверять и пересматривать жизненные приоритеты и отношения в целом  – реализовать всю полноту бытия [6,7].
К современным экзистенциальным проблемам относятся:
1) основанные на конфронтации индивида с данностями
существования [7]. А именно четыре «конечные данности» (И. Ялом «Экзистенциальная психотерапия») – жизненные факты, имеющие принципиальное значение для существования человека:
 смерть как наиболее очевидная, наиболее легко осознаваемая конечность или данность;
 свобода, которая «в экзистенциальном смысле» представляет собой «отсутствие внешней структуры», означающее, что индивид несет полную ответственность за свой мир – иначе говоря, сам является его творцом;
 экзистенциальная изоляция как фундаментальный факт существования человека, поскольку «каждый из нас в одиночестве приходит в мир и в одиночестве должен его покидать» (добавим – и сам должен прожить свою жизнь);
 бессмысленность как необходимость решения человеком задачи поиска смысла индивидуального существования [7,41].
2) подавление онтологического чувства бытия (Р. Мэй). По мнению Мэя, «отчаиваясь найти смысл жизни, люди сегодня прибегают к различным способам притупить свое сознание бытия – через уход в апатию, психическую нечувствительность, в поиск наслаждений» [19]. «Прячась от бытия, мы теряем как раз то, что больше всего ценим в жизни, так как восприятие бытия связано с наиболее глубокими и базисными вопросами, такими как любовь, смерть, тревога, забота» [7,19]. Именно эта проблематика и становится основной для экзистенциального подхода [7]. Также «австрийский психотерапевт Виктор Франкл (1905–1997 г.), основатель направления логотерапия или лечение смыслом [16], относят к экзистенциально ориентированным психотерапевтам [16] в своей книге «Человек перед вопросом о смысле» писал: «У каждого времени свои неврозы – и каждому времени требуется своя психотерапия. Сегодняшний пациент страдает от глубинного чувства утраты смысла, которое соединено с ощущением пустоты» [16]. «В наши дни, – пишет В. Франкл в своей книге «Страдание от бессмыслицы жизни», – пациенты жалуются главным образом на чувство внутренней опустошённости, которое возникает от ощущения абсолютной бессмысленности жизни. Вот что я называю экзистенциальным вакуумом». Экзистенциальный вакуум возникает как раз из-за того, что в таком обществе созданы условия лишь для удовлетворения потребностей, но не для стремления к смыслу [36].
Именно Франкл обозначил особенность невроза нашего времени, как невроза ноогенного. НУС – (греческое nus – ум, мысль, разум) одно из центральных понятий древнегреческой философии: дух, разум, смысл, мысль [16].
Новизна подхода Франкла заключается в том, что он предлагает человеку обратиться к изменению на ценностном уровне [16]. Правильной постановкой вопроса, согласно Франклу, является не вопрос о смысле жизни вообще, а вопрос о конкретном смысле жизни данной личности в данный момент. В нахождении и отыскании смыслов человеку помогает совесть. Совесть Франкл определяет как смысловой орган, как интуитивную способность отыскивать единственный смысл, кроющийся для человека в каждой ситуации [16].
Согласно Э. Фромму (1976), «неофрейдист» [21]: в современных условиях человек находится перед экзистенциальным выбором – «много иметь» или «быть многим», т.е. развивать в себе все заложенные в него природой общечеловеческие силы, способности, высшие потребности, добродетели. Множество людей под давлением общества предпочитают «иметь» в ущерб перспективе безграничного личностного развития [22].
На основании вышеперечисленного анализа, основной причиной разного рода проблем является духовная оторванность от Бога, вызванная греховностью человека и, как следствие, ведущая к духовно-нравственному разрушению. Причём не просто на словах, а в личной жизни каждого – отсюда и непонимание сути окружающей действительности, скрытого подтекста навязывающих нам типов поведения, растерянность перед вызовами окружающей действительности, и в итоге – развал внутренней целостности человека.
Для целостного существования и развития личности современного человека, по нашему мнению, необходимо иметь опору/критерий. Среда его обитания (критерия) должна не зависеть от условий современного мира, т.е. существовать вне окружающего мира, так как именно от критерия, который мы возьмём за основу, будет зависеть направленность нашего выбора и сам выбор. Это очень ответственный шаг в жизни каждого, поэтому нам чрезвычайно важно не ошибиться в нём.
Поэтому, по нашему мнению, критерием человеческой жизни является тот, кто эту жизнь создал – Бог и его заповеди. Соответственно цель жизни каждого человека движение к Богу (искание святого, нахождение, познание  и преуспеяние в нём). Задача человека искать и находить, он есть, пока ищет и находит. Вечное взыскание истины – его суть [14]. В Православии это называется спасение – Стяжание Духа Святого, практический результат которого обожение, святость. От чего спасение? От рабства греха, которое лишает человека разума, внутренней целостности и гармонии, а также приводит человека к собственному духовному бессилию.
Основными путями преодоления экзистенциальных проблем, на наш взгляд, будут являться:
1) Формирование внутренней духовно-нравственной основы личности:
• научится мыслить (отслеживать ход своих мыслей);
• анализировать, размышлять, уяснять, развивать свой духовный
потенциал в процессе получения качественного духовного образования для возможности фильтрирования информации поступающей с экранов телевизора, просторов интернета и общественного мнения.
• воспитывать, развивать, выработать (особенно важны детские и юношеские годы жизни) целомудрие, имеющее в данном случае смысл именно чистоты и мудрости духовной. Тот духовный разум, без которого человек, находясь в плену собственных страстей (противоречий, страданий, которые ранят душу и лишают её духовной силы).
2) Формирование внешней духовно-нравственной основы:
по отношению к условиям современного существования –
формирование защитного фильтра поступающей информации некий духовный скепсис, формируя индивидуальный устойчивый тип личности, имеющий свою четкую и устойчивую позицию, независимый от влияния окружающего мира;
по отношению к обществу как личности, руководствуясь золотым правилом нравственности  – не делай другому того, что ты не хочешь сам себе;
по отношению к окружающей среде – не загрязнять окружающую среду, и не использовать эгоистично природные ресурсы, возделывая и храня наследие предков.
На уровне одной личности необходимо на наш взгляд следующее:
 следить за собой, познать себя (но опять, же уточним, что в познании себя необходим критерий, относительно чего мы себя исследуем; под критерием мы подразумеваем исполнения заповедей Божиих, наблюдая за собой хоть пару часов, за своим образом мыслей – познание начинается с малого, с одного из самых главных критериев личности – мысли (великое совершается в малом); мы сразу можем обнаружить, каким мусором заняты наши мысли, а отсюда совершение поступков, простое безотносительно Божественного критерия наблюдение за собой может привести к прелести, прельщённому самообольщению, т.е. к погибели духовной и внешнему падению – осмеянию, гордости);
 познать, кто ты есть и для чего существуешь на этом свете? Вести осознанный образ мысли (осознанность нами определяется как фильтрация мыслей и собственно действий от засилья страстных направленностей, и от крайности (ненужного, излишнего мечтания или, наоборот, всепоглощающей суеты, беготни за благами современного мира). Вести духовный образ жизни, т.е. брать ответственность за себя и за своё окружение, очистить душу, познать Бога, в целом навести порядок в себе, поставить Бога на положенное ему место, а всё остальное управиться самим собой («Ищите прежде Царствия Божия и правды Его, а остальное приложиться вам» [1].)
Таким образом, мы видим два направления проблем современного человека – внешние (условия окружающей действительности) и внутренние (духовные, экзистенциальные проблемы). В результате всего этого спектра проблем и недоумений современный человек глубоко страдает, раздирается внутренними и внешними противоречиями (проблемами/страстями). Однако диагностика психологического нездоровья не является единственной целью психологии. Психология также должна показывать людям, как можно развивать полноту бытия, как достигать трепетного чувства быть живым, как встречать несчастья и приближаться к состояниям счастья и любви и знанию того, что есть добро и зло в их жизни [7].
На наш взгляд, необходимо «вернуть» человеку духовно-нравственную основу, сформировать у него такую духовную опору и интуицию, собственно духовный фильтр, чтоб он смог крепко держаться на ногах, различать добро и зло, а также отсекать все отбросы, которые, к сожалению, в таком обилии нам предлагает сегодняшний мир.
Достичь поставленной цели в таком случае нам представляется следующим образом:
• необходимостью включения в обязательном порядке тщательного изучения и рассмотрения духовно-нравственных основ, т.е. христианской психологии во все общеобразовательные учреждения, тем более на психологические факультеты;
• использовать опыт тех людей, которые жизнь свою отдали для достижения чистоты мысли, ума, сердца, для Богообщения в просвещении различных слоев населения;
• объединить направления светской и христианской психологии, сформировав и направив в единое русло, а именно к Богу и к созиданию целостности личности. Христианская, а именно православная психология, в отличие от светской психологии, имеет более чем 2000-летние основание, и это (её советы и достижения) необходимо использовать на практике, особенно среди славянского населения, как наиболее привычные религиозно-культурные жизненные принципы.
Литература
1. Библия Российское библейское общество Москва, 1997.
2. Бормотова И. кандидат философских наук, «Главная проблема современного человека – одиночество в толпе» 14 апреля 2014 года Челябинск http://www.levluzin.ru/sos/glavnaya–problema– sovremennogo–cheloveka–odinochestvo–v–tolpe/.
3. Википедия – свободная энциклопедия «ПроблеÌ�ма».
4. «Гендер без прикрас» Аналитический обзор Всеукраинское
родительское движение. Киев: Украина 2010-2011.
5. Головин С. Ю.  Словарь практического психолога. 1998 г.
6. Гришина Н. В. «Экзистенциальная психология: Поиск пути» УДК 159.9 СПбГУ. Сер. 6. 2012. Вып. 2.
7. Гришина Н.В. «Экзистенциальные проблемы человека как жизненный вызов» – Вестник Санкт Петербургского университета Сер.12 Вып.4. Новые психологические исследования. УДК 159.9.
8. Дружинин В. Н. «Варианты жизни: Очерки экзистенциальной психологии». М.: ПЕР СЭ; СПб.: ИМАТОН – М, 2000.
9. Зенько Ю. М. Основы христианской антропологии и психологии. – СПб.: Речь, 2007. – 912.
10. Зенько Ю.М. «Христианское определение понятия и феномена личности»//Служба практической психологии в системе образования. Вып.10.СПб.: СПбАППО, 2006, с.108-112.
11. Игумен Виталий (Уткин) клирик Иваново–Вознесенской епархии, руководитель епархиального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества «Вызов трансгуманизма: бесконечный прогресс, ведущий в бездны расчеловечивания» Январь 28, 2014. Специально для портала «Православный Взгляд».
12. Катасонов В.Н. профессор, доктор философских наук, доктор богословия «Трансгуманизм: новая цивилизационная угроза человечеству». Российский институт стратегических исследований.
13. Кирякова Елена "О дивный новый мир". В Москве идеологи трансгуманизма представили проект глобального образования будущего. Аналитика 29.03.2016. Накануне. RU.
14. Коппел-Ковтун С.А. «Человек – это, скорее, поисковая система, устроенная наподобие интернет-поисковиков», 2017.
15. Кочарян А. С., Лисеная А. М. «Психология переживаний» Учебное пособие Харьков 2011. Харьковский национальный университет имени В. Н. Каразина.
16. Легостаева М. В. Очерки православной психотерапии.
17. Малышевский А.Ф. «Философско-терминологический
словарь» – Калуга. Издательский педагогический центр «Гриф», 2004. – с. 330.
18. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П.. «Большой психологический словарь».
19. Мэй Р. Открытие Бытия. М.: Изд-во ин-та общегуман. Исслед-й, 2004. С. 56.
20. Нагуманова Э.Р. «Психологический профиль лиц с манипулятивными качествами личности» «Человек, субъект, личность в современной психологии». Материалы Международной конференции, посвященной 80-летию А.В. Брушлинского. Том 2/Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко. – М.: Издâ��во «Институт психологии РАН», 2013. – 502 с. (Материалы конференции).
21. Немов Р.С. «Психология: Словарь-справочник»: В 2 ч. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – Ч.1.– 304с.
22. Орлова Л. В «Личностная манипулятивность с позиции субъектного подхода». Человек, субъект, личность в современной психологии. Материалы Международной конференции, посвященной 80-летию А.В. Брушлинского. Том 2/Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко. – М.: Издâ��во «Институт психологии РАН», 2013. – 502 с. (Материалы конференции).
23. «Основные проблемы современного общества» http://ldpr.org/problemi–v–obshestve
24. Полковниченко И. Главные проблемы современного обществаhttp://www.lang–lit.ru/2016/01/sochinenie–na–temu–osnovnye– problemy–sovremennogo–obshchestva.html.
25. Постановка проблемы личностного выбора в процессе формирования личности – Современные проблемы психологии личности: теория и практика] Проблема личности и индивидуальности в современном обществеhttp://progyouth.ru/rekomenduyu– prochitat/problema–lichnosti–i–individualnosti–v–sovremennom–
obshhestve.html.
26. Православная энциклопедия Азбука веры. Изд-во «Ипостась», 2016.
27. Проблема личности в информационном обществе. Современные психотехнологии и психотерапевтические практики консультирования как составная часть современной социогуманитарной информатики ttps://www.ifilosofia.ru/ekzamen–na– 5–po–filosofii–nauki/507–problema–lichnosti–v–informacionnom–
obshhestve.html.
28. «Проблемы современного общества» http://psyh–
olog.ru/2014/09/problemy–sovremennogo–obshhestva.
29. «Психологические аспекты современного общества».
«Фонтанка» –петербургская интернет–газета, http://blog.fontanka.ru/posts/108377.
30. Пузько В. И «Кризис идентичности личности в условиях глобализации» Журнал: Философия и общество. Выпускâ��4 (48)/2007 https://www.socionauki.ru/journal/articles/254785/https://www.socionauki. ru/journal/articles/254785.
31. Сергиенко В.А. Круглый стол: "Проблемы современного человека. Чем может помочь психолог? https://psynavigator.ru/publikacii/kruglyjstolproblemysovremennogochelov ekachemmozhetpomochpsiholo.
32. Симонович Н.Н. Личность в современном обществе: её главная роль. â��58–3, 2017. Психологические науки http://novainfo.ru/article/10489.
33. Слободчиков В.Духовные проблемы человека в современном мире Журнал "ИНТЕЛРОС – Интеллектуальная Россия". 2017. И http://www.intelros.ru/intelros/reiting/reyting_09/material_sofiy/5847–
duxovnye–problemy–cheloveka–v–sovremennom–mire.html
34. Сурков  Д. «Трансгуманизм – будущее без человека!»
23/03/2016 1679. http://uoj.org.ua/publikatsii/tochka– zrenija/transgumanizm–budushchee–bez cheloveka
35. Философский энциклопедический словарь – М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л.Ф.Ильичёв, П.Н.Федосеев, С.М.Ковалёв, В.Г.Панов. 1983.
36. Франкл В.Э. Страдания от бессмыслицы жизни.
37. Четверикова О. «Речь идет о создании антицеркви», 2015. http://www.blagogon.ru/digest/593/
38. Четверикова О. «Трансгуманизм может уничтожить человека» Коллаж «Колокол России» Иван Ваганов. 2017.
39. Шилкина И.В. «Подлинное существование как проблема бытия личности в современном мире» Тезис СГМУ им. В.И. Разумовского.
40. Якеменко Б. «Проблемы и вызовы современного мира» http://www.odnako.org/blogs/o–nastoyashchem.
41. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. М.: «Смысл», 1999. С. 12-13.

Кашкарова Н.А. экзистенциальные проблемы, личность, преодоление проблем, existential problems, personality, overcoming problems
Вернуться

Добавить комментарий

Представьтесь:
Email:
Ваше мнение:
 

Комментарии