Ukrainian Association Existential Psychology and psychotherapy

Українська  асоціація
екзистенціальної
психології та психотерапії

/ Головна УАЄПП / Загальнодоступна інформація / Сборники статей / Сборник 2017 /

КАЛЕЙДОСКОП ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ


Эрастова Л.Е.,
кандидат психологических наук,
практический психолог высшей категории,
детская клиническая психология
Экзистенциальный проект Украинской Ассоциации Экзистенциальной Психологии и Психотерапии
г. Одесса, Украина
КАЛЕЙДОСКОП ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ
«Величайшим бременем, выпадающим на долю детей, является непрожитая жизнь их родителей» 
Джеймс Холлис
Существенным в психике людей XXI века является возрастание и сохранение инфантилизма – незрелости души, выражающееся не только в знаменитом «бегстве от свободы» (Э.Фромм), но и в бегстве от собственной природы в мир машин и всевозможных технических достижений.
Отмечается всё больше явлений дезинтеграции психики: потеря отцовских и материнских чувств по отношению к своим детям, разрыв эмоциональных и  интеллектуальных связей между поколениями, рост тяжких преступлений среди взрослых  и появление малолетних убийц. Дезинтегрированность психики проявляется и в таких косвенных признаках, как культивирование насилия в разрешении конфликтов, обесценивание индивидуальности, декларация свободы без обеспечения её прав и тому подобное.
Почему такая грустная картинка и ужасающая статистика? Где найти причины дезинтеграции и на каком этапе происходит нарушение процесса адаптации ребёнка, будущего взрослого, к жизни? Ведь именно психологическая адаптированность является синонимом душевного и телесного здоровья.
Начинать надо с самого начала. С какими установками появляется ребёнок в этом мире. «Чем для родителей является ребёнок? Что они ожидают от него?» Ответы родителей можно сгруппировать следующим образом:
1. Ребёнок – это возможность реализовать свои неосуществлённые желания. В результате у ребёнка возникает перманентное ощущение несвободы в своём выборе и ответственность, которая ему не принадлежит. В будущем это прямая дорога к комплексу неполноценности и соответствующими программами и убеждениями: «Я должен заслужить любовь», «Я завишу от мнения других людей, у меня нет права выбора», «Я должен много стараться, чтобы что-то получить».
2. Ребёнок – это продолжение меня! Этот тип воспитания можно обозначить одной фразой: «Я в него всю душу вложила!» И в результате, мама становится символом всего в мире, а у ребёнка нет ни энергии, ни устремлений или желаний.
3. Ребёнок – наш наследник! Вместе с такой установкой ребёнок получает все родовые программы и убеждения, которые ему придётся тащить на себе и отрабатывать.
4. Ребёнок – это моя связь с мужем. Участь ребёнка – быть ответственным за супружеские отношения. Фактически ему суждено проживать жизнь за того родителя, на чью сторону он становится. Его часто сопровождают по жизни программы и убеждения, типа: «Я не могу, я не справился», «Всё из-за меня», «Я боюсь ответственности».
Задача родителя – передавать ребёнку ответственность в те моменты, когда он готов этот груз принять. А ведь уже в три года ребёнок начинает активно противостоять родителям и пытается добиваться своего. Эти реакции является первыми росточками, из которых в будущем и должна постепенно сформироваться ответственность, уверенность в своих силах, умение отстоять свою точку зрения. Не переданная во время ответственность тяжелеет с каждым годом в геометрической прогрессии и не в своей точке передачи может становиться для ребёнка непомерной ношей. Ответственность связана напрямую с ещё одной очень важной способностью в развитии ребёнка – самостоятельностью. В норме – чем больше одной, тем больше другой, и наоборот.
Но недоверие, неуверенность и боязнь что-то упустить – вот что беспокоит родителей. Самое ужасное то, что постоянно контролируемый ребёнок не приобретает навыков самоорганизации и самоконтроля, у него не развивается ответственность и решительность. Как ему самостоятельно развить волю, если нет самостоятельного преодоления трудностей? Вместо самостоятельного и организованного ребёнка родители получают невротизированное с большим количеством страхов чадо. Многие из таких семей являются «детоцентрированными», в которых гиперопека, уход в «детей», «жертвование ради …» – нормальное явление.
В самый раз здесь вспомнить о созависимости как приобретённом дисфункциональном поведении, возникающем вследствие незавершённости решения одной или более задач развития личности в раннем детстве» (Б.Уайнхольд, Дж.Уайнхолд). Сколько же нерешённых возрастных задач остаётся за плечами таких детей, подростков, взрослых?! Неспособность понять свои потребности, истинные желания, найти своё место в жизни порождает и заостряет огромное количество страхов. Какие же это страхи? Ниже перечислены только некоторые из них: это страх, что я не достоин чего-либо; я хуже кого-либо, и поэтому мне нужно быть хорошим; страх одиночества; страх жить своими интересами, своей жизнью.
Важно помнить, что мы несём ответственность не только за то, что происходит в нас как родителях, между нами, но и за то, что мы представляем собой как система. Любая система – это синергия, возможность усиливать какие-то свои качества, приумножать и делиться этим с миром.
Платонов К.К. выделял три вида психологической адаптации:
1. психофизиологическую адаптацию или способность
организма человека целесообразно перестраивать функциональное состояние в соответствии с требованиями среды (физиологические проявления стресса).
2. собственно психологическую адаптацию, нарушения которой проявляются в первую очередь на эмоциональном и когнитивном уровнях.
3. психосоциальную адаптацию или приспособление личности к взаимодействию с обществом.
Остановимся подробнее на последнем пункте – психосоциальной адаптации, а затем рассмотрим первые два. «На ребёнка влияет вся совокупность сознательных и неосознаваемых поведенческих актов родителей (их несдержанность, слишком эмоциональный и недостаточно рациональный подход к ребёнку) …ребёнок вступает в область патологии, овладевая эффективными способами приспособления к неправильным отношениям в семье своих родителей. Так происходит формирование искажённой системы представлений, ложного представления о действительности, являющейся причиной возникновения в последующем ряда конфликтов… Привычка в данном случае играет роль фиксатора». Эта цитата акцентирует внимание на влияние родителей на формирование неадекватных паттернов поведения собственных детей. Но не меньший вклад в возникновение нарушений вносят и социальные организации, призванные заниматься обучением и, косвенно, воспитанием детей.
Период обучения в начальной школе – это преобладание стабильных уровней, уровней определённых шаблонов. Ситуация обучения в школе, постоянная оценка действий ребёнка часто порождает сложные явления, тормозящие, ограничивающие развитие личности ребёнка. Эти явления находят своё отражение в школьных неврозах, которые З. Гелус называет «дефицитными» свойства личности.  Она выделила три группы этих свойств.
Первая группа – характеризуется ориентацией на ошибки и возникает тогда, когда взрослые, а затем и сам ребёнок, оценивают его действия по ошибкам в результате. Ребёнок всеми силами старается избежать ошибки, но страх перед ней вызывает такой чрезмерный контроль, что это очень сильно ограничивает проявление у него творчества и инициативы. Родителям важно помнить, что ошибка не мерило действий, а точка отсчёта для совершенствования.
Вторая группа – это обесценивающее понимание себя. Сюда относится неуверенность в себе, которая мешает ребёнку активно участвовать в разных событиях, он не понимает своей личной значимости в происходящих событиях. Взрослые формируют это следующим образом – они видят в успехе ребёнка не результат его усилий, интеллектуальных способностей, заинтересованности, а списывают это на  везение, случайность. Конечно, в данном случае родителям необходимо осознанно формировать уверенность в себе, в своих силах у ребёнка.
Ещё одна группа – «ограниченный языковой код». Ребёнок судит о способностях другого человека, как и о своих, только по школьным оценкам. Либо же ценность другого человека измеряется наличием у него какой-либо значимой вещи. Родителям важно показывать ребёнку разные качества других людей и его самого, которые проявляются во взаимодействии с другими, в действиях других.
Дефицитные свойства личности ребёнок может приобрести ещё в дошкольном возрасте. В школе они обусловливаются обучением и поведением родителей, которые ориентируют ребёнка на конечный результат его действий. А ведь можно близким активно обращать внимание на положительные изменения, которые происходят с ребёнком и в его знаниях, как результат обучения.
1. Собственно психологическая адаптация. В качестве неадекватных механизмов психической адаптации в стрессовых ситуациях  часто происходит подавление отрицательных эмоций в сочетании с избеганием поиска внешней поддержки. Но такое подавление и отрицание эмоций оказывается адаптивным лишь в течение короткого времени. Среди патологических эквивалентов адаптации в первую очередь выступают такие проявления, как тревога, невротизация, психопатизация и связанные с ними проявления психовегетативного синдрома.
2. Психофизическая адаптация. Причиной телесных разрушений в психосоматически-ориентированной медицине считают «алекситимию». В таких ситуациях тело берёт на себя функцию речевого выражения эмоций, создавая симптом, «устроенный» по аналогии с речевым сообщением.
В.С.Ротенберг  акцентирует внимание на том, что воспитание ребёнка, характерными чертами которого является предоставление решений в готовом виде и ограничение самостоятельности, приводит к отмиранию поисковой активности и формирует определённый стиль поведения в ситуации фрустрации – капитуляцию перед трудностями. Это в свою очередь способствует снижению сопротивляемости организма и развитию психосоматических заболеваний.
К психосоматическим  симптомам современных детей относят: энурез, тошноту и рвоту, головную боль, боли в животе, одышку. А список психосоматических заболеваний и того длиннее: нервная анорексия и булимия, ожирение, бронхиальная астма, нейродермит, экзема и псориаз; ангина и хронический тонзиллит; отит, аллергия; заикание; болезни щитовидной железы и т.д.
Выделяют три универсальные стратегии адаптации по отношению к внешнему воздействию:
1. Движение «от» внешнего воздействия. Это стратегия капитуляции, смысл которой состоит в первую очередь в сохранении (физического) существования. Результатом же данной стратегии является расщепление тела и психики; на телесном уровне – конверсия или трансформации психологических проблем в психосоматические нарушения; на психологическом уровне – отрыв от реальности, бегство в мир иллюзий, фантазий и мечтаний.
2. Движение «вместе» или согласование внутреннего состояния с внешним воздействием (интеграция сознательных и подсознательных механизмов психики, позволяющая добиться снижения эмоциональной фрустрации и уменьшение телесного дискомфорта). На экзистенциальном уровне этой стратегии адаптации соответствуют так называемые ценности переживания (В.Франкл).
3. Движение «против» или противостояние проблеме лицом к лицу, активное противодействие внешним обстоятельствам и преодоление их (сублимация, создание позитивного образа будущего).
Последний способ адаптации является самым здоровым и продуктивным, и это тот способ, к которому можно и нужно стремиться и родителям, и детям.
«Родители меньше всего прощают своим детям те пороки, которые они сами им привили» (Иоганн Шиллер).

Эрастова Л.Е. детско-родительские отношения, parent-child relationship
Вернуться

Добавить комментарий

Представьтесь:
Email:
Ваше мнение:
 

Комментарии