Ukrainian Association Existential Psychology and psychotherapy

Українська  асоціація
екзистенціальної
психології та психотерапії

/ Головна УАЄПП / Загальнодоступна інформація / Сборники статей / Сборник 2014 /

АНАЛИЗ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ РЕСУРСОВ КЛИЕНТА В ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ И ПСИХОТЕРАПИИ. АВТОРСКИЕ МЕТОДИКИ


Творческий акт – неотъемлемая часть человеческой природы, неотъемлемая часть Бытия. Когда мы творим – мы есть. Мы дышим полной грудью. И это незабываемое, восхитительное чувство – вдохновение, когда все получается правильно, единственно правильно, идеально...

Творческий акт — неотъемлемая часть человеческой природы, неотъемлемая часть Бытия. Когда мы творим — мы есть. Мы дышим полной грудью. И это незабываемое, восхитительное чувство — вдохновение, когда все получается правильно, единственно правильно, идеально, когда каждое последующее движение кисти (руки, мысли) все более и более приближает истину, и вдруг наступает ясность. И время останавливается. И проявляется суть.

Мераб Константинович Мамардашвили в «Лекциях о Прусте» сказал о творчестве писателя так: «Текст есть нечто такое, внутри которого рождается личность того, кто этот текст создает» [8]. То есть занимаясь творчеством, человек творит, создает, прежде всего, самого себя. Творец и творение — суть одно.

Иосиф Бродский, размышляя о природе творческих способностей: «человеческое существо не столько получает знания снаружи, сколько выделяет их изнутри» [5]. Получается, все знания о мире и вся красота мира — внутри нас! И через творчество мы можем узнать об этом богатстве своем и о себе истинном.

Творчество — это путь к себе настоящему.

Творчество способствует формированию Человека в человеке. Формированию аутентичности (в творческом процессе я иду к себе истинному), саморефлексии (я понимаю, что я делаю), самосознания (я осознаю себя), самостоятельности (я это делаю только сам, никто не может почувствовать за меня), а также внутренней свободы (без внутренней свободы создать новое невозможно: когда ты зажат в рамки того, чему тебя научили, ты можешь создавать только это, то есть копировать, а для создания нового нужна внутренняя свобода), уверенности (при всем этом у тебя уже есть знания о себе и опора на себя, есть свой собственный стержень) и, как следствие, гармонии с собой, психологического благополучия.

Ценности творчества являются наиболее естественными и важными [7].

Творчество — это путь к собственным мощнейшим ресурсам, таким как сила мотивации и жизненная энергия. Творчество по Бердяеву обладает «мощью прироста мощи в мире» [4] — это и есть та жизненная энергия, та целительная сила, которая заложена в нас как наш собственный неисчерпаемый ресурс, нужно только научиться им пользоваться.

Этим эффектом обладает искусство в любом виде в большей или меньшей степени: от профессионального до самого непродолжительного хобби или просто интереса к искусству, созерцания произведений искусства, то есть как автор, так и потребитель (зритель) получают этот эффект. Эффект встречи с собой, со своим внутренним миром, со своей аутентичностью.

Творчество в любом виде и в любой форме. Творить, создавать — создание нового, от классических форм — живопись, музыка, поэзия — до любых форм, где создается нечто новое: новая программа у программиста, новый метод администрирования у администратора, новый способ продавать у продавца, свой собственный способ. Новый способ жить. Свой собственный.

Жизнетворчество — самая увлекательная форма творчества, в ней более всего проявляется красота и величие человека.

Итак, как же научиться грамотно пользоваться своими потрясающими по красоте и мощи ресурсами? Формирование навыков управления собственными творческими ресурсами — цель авторской методики «Хозяин вдохновения».

Авторская методика «Хозяин вдохновения»

В рамках этой методики качества личности, необходимые для создания нового, следующие:

  1. субъектность,
  2. целостность,
  3. аутентичность.

Поэтому задания в методике построены так, чтобы развитие личности двигалось в этих трех направлениях.

Первое направление — развитие субъектности. Без субъектности нет творчества, потому что сам акт творения предполагает наличие творца. Того, кто создает — Хозяина. Того, кто осознает — Субъекта. Экзистенция — это и есть существование субъекта, осознанное существование, бытие субъектом, живое Бытие. (Экзистенция — существование, лат. Exsistentia, от глагола ex—sisto, ex—sistere — выступать, выходить, обнаруживать себя, 5 существовать, возникать, показываться, становиться, делаться. Подлинность человеческого существования связывается с человеческой «решимостью на способность быть из своей самости», способностью собирать себя «из рассеяния и бессвязности» и приходить к себе самому (Хайдеггер); с признанием и принятием на себя своего авторства, тотальной неоправдываемости своих выборов, решений и личной ответственности (Сартр)) [6].

Без экзистенции нет творчества и, боюсь, без творчества нет экзистенции. Потому что без творчества нет звучания моей настоящей жизни, переживания полноты жизни и ее осмысленности. Под словом «творчество» я в данном случае имею в виду создание чего—то нового вообще, я имею в виду сам процесс созидания и способность к созиданию. В этом случае творческий процесс становится неотъемлемой частью жизни, а собственная жизнь становится творческим актом. Тогда она, жизнь, естественным образом становится и наполненной, и осмысленной, и горячо любимой. Ты влюбляешься в эту жизнь, потому что она, твоя жизнь становится выражением твоей субъективности, то есть становится отражением той непознанной красоты, которая всегда жила в душе, неузнанная ибо непроявленная. И теперь она проявляется, раскрывается для тебя как цветок, твоя внутренняя сказка становится реальностью. И в ней проступает твой собственный Лик, потому что ты сам, ты настоящий проявляешься в реальности для себя и мира через этот творческий акт.

Цель упражнений этого цикла: развитие самосознания, саморефлексии, самостоятельности, ответственности, то есть становление Хозяина, способного управлять и желающего управлять своими ресурсами.

Хозяин, это тот «Я», у которого есть в наличии, которому представлены три пространства: пространство телесных ощущений, пространство эмоционально—чувственной сферы и пространство сознания [9]. Он — их распорядитель. Если его нет, тогда жизнь принадлежит кому угодно, но только не мне, и в конечном счете она «пуста, бессмысленна, не моя, проходит мимо и т.п.». У него, у Хозяина, в руках ключи от счастья, от собственной жизни, от свободы, от красоты. А ключи эти называются Ответственность, Осмысленность и Осознанность.

Второе направление — развитие целостности. Это упражнения и приемы из авторской методики «Язык ощущений» [3]. Цель упражнений этого цикла: научиться осознавать и дифференцировать свои телесные переживания и свои эмоции, понимать их и управлять ими.

Вот, скажем, Хозяин уже есть. Есть ответственность и желание собой и своей жизнью управлять. А как? А чем управлять? Эмоций я своих не понимаю, потому что «больно—страшно», а телесных переживаний своих я не понимаю, потому что просто не умею, их для меня не существует. Теперь, чтобы Хозяину управляться со своими пространствами, нужно о них узнать. Особенно о тех уровнях, с которыми мы в силу нашей культуры мало знакомы. Да, это сигналы, идущие от тела. Вот для этого нужна методика «Язык ощущений».

Почему такое название: «Язык ощущений»? — Тело расскажет то, чего мы можем не знать, не помнить, вытеснять. И тело не врет. Таким образом я могу получить намного больше информации.

Эту методику я применяю в работе с творческими ресурсами как для исследования, обнаружения и развития этих ресурсов, так и в психотерапевтическом процессе для диагностики и как метод психологической саморегуляции [3].

Понимание сигналов, идущих от собственного тела, осознание собственных телесных переживаний и есть та основа, на которую направлено внимание, и воздействие на которую дает реальный эффект. Проще говоря, программы поведения, установки базируются в теле, они как будто «прописаны» на языке ощущений в нашей плоти. И если осознанно изменить телесные переживания, смоделировать новые — отключается программа, меняется установка! Не навсегда, конечно, на какое—то время, но меняется. Нужно продолжать работу. По началу нужно осознанно поддерживать новые ощущения и тогда со временем старые установки теряют силу и исчезают.

Язык ощущений — это просто. И мы все это знаем. Только не обращаем на это внимания. Это знание всегда с нами — сигналы от нашего тела. Каждую эмоцию сопровождают телесные переживания (ощущения). «Ощутимое качество» (по Мерло—Понти [9]) — это когда я осознаю свое состояние не только на уровне сознания (что я думаю), но и на уровне чувств, эмоций и ощущений тела, то есть целостно, в полном объеме, как переживание. Тотально. Тогда я тотально включена в жизнь, в Бытие. Состояние цельности есть состояние единства тела, души, разума (ощущения, эмоции, сознание) и того «Я», которое это единство осознает и, собственно, создает.

Методика «Язык ощущений» направлена на развитие навыков осознавать сигналы нашей телесности, дифференцировать информацию телесных переживаний и более глубокое понимание своих чувств, эмоций и причин своего поведения; ее цели: расширенное, более целостное восприятие себя и реорганизация жизни. Методика применяется как для исследования, обнаружения и развития ресурсов личности, так и в психотерапевтическом процессе как метод психологической саморегуляции с использованием приемов сенсорной репродукции образов, эмоциональных состояний и тактильных ощущений. В процессе достигается цель метода — реорганизация объективного содержания жизни и реорганизация деятельности [3].

Третье направление — развитие аутентичности. Цель упражнений этого цикла: научиться выстраивать жизнь внешнюю соответственно своей внутренней истине, то есть жить аутентично.

Субъективное пространство человека, его внутренний мир бесконечно богат и прекрасен. И в каждом человеке живет сказка, живет красота, которая хочет быть прожита. Прожита в объективной реальности, проявлена в мире, рождена на свет. Чтобы жизнь в объективной реальности соответствовала, отражала внутреннюю красоту и внутреннюю истину. Тогда человек живет свою, истинно свою жизнь. Тогда он благополучен, он удовлетворен, он наполнен, он счастлив.

Если он не проживает то, что в нем хочет быть прожито, он не удовлетворен, несчастлив, у него растет чувство недовольства собой, вины перед собой и злости на окружающих.

Как этого избежать? Работать со своим субъективным пространством, открывать и познавать его, ибо там, внутри лежит бесконечный запас энергии и жизненной силы, там внутри бесконечная красота и глубина, которая хочет быть проявлена и прожита в жизни внешней.

Узнать больше о своих богатствах можно двумя путями: по отражению в зеркале мировой культуры и по проявлению в собственном творчестве.

Культура — это зеркало человеческой субъективности и это сокровищница человеческой субъективности. Как узнать по отражению в зеркале культуры: в процессе созерцания произведений искусства по «отклику», если что—то во мне отозвалось — это моя красота пробудилась. Это МОЯ красота, это я такой — это базовый принцип методики (описанный еще у Мамардашвили). Это нужно хорошо запомнить, потому что этот принцип очень много дает для понимания себя и обретения ценности себя. Ведь нечему было бы отзываться, ничего бы не отозвалось, если бы во мне этого не было. Если бы мой внутренний мир не был выстроен также, я бы не заметила этой красоты, вообще бы не заметила. И если я смогла это вместить, значит, мой внутренний мир больше, чем эта красота, богаче, чем эта красота [2].

Также не следует забывать о необходимости и эффективности принятия своих достоинств, как это ни странно и удивительно звучит. Из—за социального страха быть не таким как все, страха собственной уникальности теряется мощный ресурс. Страх собственной уникальности порождает комплекс изгоя: чаще всего обнаружение, что я не такой как все не воспринимается положительно, как дар, а воспринимается как наказание, как проклятие: не такой — изгой. То есть уникальность как единственная возможность создать еще не созданное, как базовый ресурс не используется, а тщательно прячется, скрывается от самого себя. Поэтому принятие своей красоты, своих достоинств не только необходимо для понимания себя и формирования аутентичности собственной жизни, но еще и является достаточно эффективным способом добычи «энергоресурса».

Методика «Хозяин вдохновения» дает возможность управлять тем, что называется вдохновением и считается неуправляемым. Хозяин вдохновения — это тот, кто знает о своих способностях, талантах, возможностях, знает, где в его субъективном пространстве это все лежит и как этим пользоваться, знает и умеет грамотно пользоваться.

Методика, как минимум, избавляет от опасности творческих кризисов и эмоционального выгорания. Как максимум, дает возможность стать настоящим автором себя и своей жизни, когда тебе подвластны все аспекты твоего бытия, включая самые запредельные

И, кроме того, творческая реализация человека, каждого человека выгодна обществу в целом, так как она способствует созданию благополучного и богатого государства: общество, в большинстве своем состоящее из самодостаточных, реализованных личностей, способных самостоятельно организовать свой бизнес, производить креативный и качественный продукт, такое общество будет и психически здорово, и экономически стабильно. И тогда мечта «жить в красивом мире среди красивых людей» может стать реальностью.

Некоторые практические приемы и упражнения

Упражнение «Список впечатлений или Источник вдохновения».

Задание на неделю. Составляем список впечатлений. Это первое задание. Просто список. В течение недели часть внимания направлена на то, чтобы вспомнить из прошлого или увидеть в настоящем нечто, что оставило сильное впечатление, вызвало сильные положительные эмоции, восхищение, восторг и т.д.

На следующей встрече осваиваем следующий шаг — узнать, что стоит за этим впечатлением — мы берем каждое впечатление, каждый случай, и исследуем его: чувства, эмоции, ощущения тела, снова эмоции, снова ощущения, пока не поймем, что это за качество себя, что это за красота и сила, которая пробуждается в ответ, зовет и хочет быть реализована. Описываем эти качества.

Следующий шаг — мы ищем, как можно ее, эту красоту, реализовать в своей жизни, в своей деятельности.

Общая схема. Вначале мы находим свои качества: определяем по принципу «если мне что—то нравится — это мое отозвалось». Находим в мире, в природе, в культуре отзывающиеся, восхищающие качества, по ним определяем качества себя, которые хотят быть прожиты. Далее по качеству находим деятельность, которая дает это качество развернуть, проявить, прожить. И следующая задача: реализовать это качество в процессе этой деятельности в мире внешнем, чтобы оно не ныло где—то глубоко внутри, а проявилось, засияло и окрасило жизнь.

«Экспресс—метод»

  1. «Впечатление». Прошу вспомнить самое яркое впечатление. Назвать его и постараться почувствовать его сейчас, воссоздать переживание
  2. «Ощутимое Качество». Прошу описать качества этого переживания, чувства, эмоции. Проверить каждое слово/название на правильность, соответствие. Найти самое точное качество, которое более всего соответствует переживанию, или более всего впечатлило: «да это то, о чем я всегда мечтал». Прошу сконцентрироваться на этом качестве. Полное восприятие — как можно больше информации об этом качестве: «какие ощущения испытывает тело?». Описываем ощущения и выбираем самое важное, то, что приносит наибольшее удовольствие, радость, наиболее «затрагивает». Так находим то самое нужное «ощутимое качество». Прошу сконцентрироваться на этом ощущении.
  3. «Деятельность». И теперь ответить на два вопроса: 1 — При какой еще деятельности возникает это ощущение, в какой деятельности появляется это качество, какие действия приводят к его появлению? 2 — Что хочется делать в этом состоянии, какой деятельности просит это ощутимое качество, на какие действия вдохновляет?

Ответы на эти вопросы дают те виды деятельности, которые являются местом силы и творчества. Так можно легко найти скрытые способности, таланты человека, что очень поможет в жизни как хобби, дающее жизненную энергию и радость, или как дело, которому стоит обучиться профессионально, и оно может стать делом жизни и источником дохода.

Эти упражнения можно использовать не только для профориентации, но также и для профилактики и помощи при эмоциональном выгорании, при депрессивных состояниях, для выхода из кризисных и суицидальных состояний, в работе над формированием психологической зрелости и управлением эмоциональными состояниями в системе взаимоотношений [1].

Метод «Сказка»

Написать сочинение на тему: «Сказка о самом прекрасном человеке». Это не сказка в смысле формы литературного произведения, это всего лишь описание, сказкой это задание называется для того, чтобы ничто не ограничивало полет фантазии, чтобы выйти за собственные ограничения и комплексы. Самый прекрасный человек лично для меня, только для меня. «Сказка» пишется обязательно «из хочу». Сказка «из хочу» должна быть живой, не живая — значит фальшивим, врем себе, нужно постараться быть честнее, точнее, чтобы сказка ожила, чтобы влюбиться в эту сказку, чтобы она увлекла, очаровала, захватила, засияла внутри и не давала спать по ночам — а для этого нужно быть очень точным относительно своих «хочу»: выбирать только то, что отзывается. И как можно больше детальных описаний: какой он, как говорит, где работает, как выглядит, как одет, что любит, что есть, что пьет, чем увлекается, с кем дружит, где живет, какой у него дом, собака, машина и т.д. Каждую деталь проверяем на отклик, сверяем со своей внутренней истиной — отзывается или нет, по принципу «холодно — горячо»: греет душу эта деталь или нет. Если нет — убираем ее и ищем другую, ту, которая точнее, которая отзовется.

Здесь мы развиваем аутентичность, умение слышать себя и быть честными с собой. Мы слушаем отклик. Обязательно. Если отклика нет — это не наше, это обман, фальшь. Если отклика нет, не будет энергии для достижения этой ценности, будет разочарование, потеря времени и энергии жизни, а они не бесконечны — время и энергия. То есть мы идем за откликом, и так нарабатываем это умение, мы как бы протаптываем дорожку в собственную глубину, к собственным богатствам.

Не нужно бояться самых запредельных мечтаний, нужно их узнавать и прописывать — ведь мы помним, что если что—то во мне зажигается — это я такой, это то, что я на самом деле хочу прожить. Больно именно от того, что я это не живу, я до боли тоскую за самым близким и любимым человеком — за собой настоящим. А безысходность чувствуется из—за глупой установки «Это не я, мне никогда таким не стать, мне не дано, я не достоин, «каждый сверчок знай свой шесток» и т.д». Необходимо изменить установку, и все начнет получаться. Кстати, здесь проявляются различные формы негативной установки. Мы их выявляем и опознаем, «опознан, значит, управляем, то есть опознан — не управляет мною». То есть, узнать свои ресурсы — это первый важный шаг, и второй не менее важный — узнать проблемы, выявить то, что мешает создать для себя ту жизнь, которую хочется жить.

Первая неделя — это начало сказки, не обязательно она должна быть закончена за одну неделю, но она должна быть начата. Пока клиент пишет свою сказку, он направляет свое внимание на положительные аспекты, он настроен на свою мечту, он окрашивает свою жизнь эмоциональными состояниями, более близкими к его мечте. Пока он ее пишет, меняется его эмоциональное состояние, состояние формирует поведение, и так незаметно для него начинает меняться его жизнь. За эту неделю он становится немножечко ближе к своей мечте.

Но задание не только для этого. Мы пишем сказку, чтобы узнать себя, свои желания, чтобы открыть для себя свое собственное богатство, чтобы открыть тот ресурс, на который мы будем опираться, с которым будем работать дальше уже осознанно (на первом этапе жизнь менялась незаметно, а мы помним, что нам нужно воспитать в себе хозяина, это самое главное, потому что сколько бы не менялась жизнь незаметно, если мы не создали этого осознанно, оно всегда может уйти так же, как и пришло, само по себе).

Первый шаг — написать сказку. Этот шаг предполагает глубокое искреннее погружение в собственное субъективное пространство. Второй шаг — назвать и описать ощутимые качества, проработать эти качества так же, как в упражнении «Список впечатлений», затем найти тот эмоциональный фон из сказки, который более всего отзывается, и стараться находиться в этом фоне в течение недели. Эмоциональный фон поможет сказке плавно влиться в реальную жизнь, проявиться в жизни, как бы родиться на свет. Этот шаг предполагает также внутреннюю работу, исследование своих эмоций и приобретение навыков управлять своими эмоциями и структурировать собственный эмоциональный фон. Третий шаг — выбрать, что из сказки более всего хочется прожить, выписать эти пункты и написать проект и пошаговый план реализации этого проекта на три месяца. И сделать это. Третий шаг предполагает активные действия. То есть первый шаг — создание сказки, второй — создание эмоционального фона для перехода, и третий — воплощение сказки в жизнь.

Упражнения «Сказка» и «Список впечатлений» можно продолжать, уточняя и дополняя новыми деталями, чтобы нарабатывать умение понимать себя и учиться саморегуляции.

Упражнение «Принятие своих достоинств». Нужно найти то, чего стыдишься из своих достоинств и влюбиться в эти качества.

Вспомнить, перечислить свои достоинства, найти те из них, которых стыдишься и поэтому не проявляешь или проявляешь редко. Влюбиться. Восхищаться, радоваться этим качествам, светиться ими. Для этого делаем следующее: 1 — вспомнить ситуации, когда проявлял это качество и получилось красиво, правильно, описать, как это красиво, получить и закрепить положительный эмоциональный отклик, 2 — вспомнить, когда видел у других проявление этого, описывать, как это красиво, также получить и закрепить положительный эмоциональный отклик, 3 — смоделировать, как бы проявил и какая бы красота получилась. И также получить и закрепить положительный эмоциональный отклик. То есть делать все для того, чтобы осознание наличия у себя этих достоинств вызывало эмоциональный отклик радости, восторга, восхищения.

Упражнение «Вернуть доверие к себе». Написать список ситуаций, когда делал осознанный выбор, доверившись собственному желанию, «слушая свое сердце». В списке не менее 5 пунктов, но лучше гораздо больше. Дальше составляем таблицу из трех колонок. В первой колонке сама ситуация, во второй колонке результат, в третьей — ценность этого выбора, приобретенные качества себя. Когда таблица закончена, просматриваем ее, делаем выводы. Далее работаем с третьей колонкой. Стараемся прочувствовать эти качества себя, описывая чувства и ощущения тела. Входим таким образом в первое качество, затем добавляем следующее, не теряя предыдущего. Так собираем весь объем целого. Находясь в этом объеме, описываем свои ощутимые качества и чувства, обращая внимание на то, как укрепилось доверие к себе, уверенность в себе, ценность себя.

 

Упражнение «Четыре настоящих вопроса».

  1. Что есть любимая работа? (для меня лично: что это; как это: чувства, ощущения, качества меня, какой я при этом; когда это: когда это бывает, в каких ситуациях?).
  2. Что есть истинное творчество? (для меня лично: что это, как это, когда это).
  3. Что есть настоящая жизнь? (для меня лично: что это, как это, когда это) Что есть не настоящая.
  4. Что есть настоящий я? (для меня лично: что это, как это, когда это).

Отвечаем себе на эти вопросы, на каждый из четырех вопросов по трем направлениям, какое—то из направлений даст возможность увидеть необходимое. Записываем обнаружения, делаем выводы. Упражнение достаточно эффективно работает также и в групповом тренинге.

 

Упражнение «Товарищ Сартр». Сартр сказал: «Человек существует лишь настолько, насколько себя осуществляет». Ответить на следующие вопросы. Насколько ты себя осуществляешь (как ты сам это чувствуешь)? Когда ты себя осуществляешь (в каких ситуациях)? На сколько процентов в каждой конкретной ситуации? Как ты себя осуществляешь (какие качества себя проявляются в этом конкретном случае)? Привести не менее 5 примеров и подробно описать каждый. Выводы, обнаружения.

Золотое правило «ресурсодобыващих» техник: нужны те вопросы, которые направляют клиента к тому, чтобы быть честнее с собой, быть ближе к себе, к своей собственной внутренней истине, ибо это и есть ресурс, там лежит энергия, и сила, и знания.

Творческий кризис. Все упражнения методики можно использовать для решения проблемы творческого кризиса и для его профилактики.

 

Авторский курс женских тренингов личностного развития «Любовь и семья». Применение метода «Сказка».

Один цикл заданий из женского тренинга «Любовь и семья». Эту технику я использую как для индивидуальной работы, так и в групповом тренинге.

  1. Задание «Сказка об идеальной женщине».
  2. Задание «Семейная история».
  3. Таблица отношений.
  4. Таблица целей.

1. Задание «Сказка об идеальной женщине». Написать сочинение на тему «Сказка об идеальной женщине, ее идеальном партнере и их идеальных отношениях». Выполнять задание, соблюдая все требования к «сказке»: максимально аутентично и максимально полно по трем направлениям: она, он и их отношения. Работаем над сказкой как минимум неделю, чтобы погрузиться в это качество, «пропитаться», прочувствовать, зазвучать этим. Приносим результаты на следующую встречу.

2. Задание «Семейная история». Вспоминая свои впечатления о родителях (или тех, кто воспитывал), ответить как можно более полно по пунктам на следующие вопросы: каково было отношение вашей матери: 1 — к себе, 2 — к мужу, 3 — к семье, 4 — к браку вообще, 5 — к себе как женщине, 6 — к женщинам вообще, 7 — к роли женщины в семье, 8 — к Вам как дочери, 9 — к Вам как будущей женщине, 10 — у мужчинам вообще, 11 — к роли мужчины в семье, 12 — к своей жизни, 13 — к счастью, 14 — к любви, 15 — к сексу, 16 — к деньгам, 17 — к работе, 18 — к творчеству. И каково было отношение Вашего отца: 1 — к себе, 2 — к жене, 3 — к своей семье, 4 — к браку вообще, 5 — к себе как мужчине, 6 — к мужчинам вообще, 7 — к роли мужчины в семье, 8 — к Вам как дочери, 9 — к Вам как будущей женщине, 10 — у женщинам вообще, 11 — к роли женщины в семье, 12 — к своей жизни, 13 — к счастью, 14 — к любви, 15 — к сексу, 16 — к деньгам, 17 — к работе, 18 — к творчеству.

В процессе работы появятся обнаружения и выводы, записываем в дневник, приносим на следующую встречу или на группу.

3. Таблица отношений. Составляем таблицу из 5 колонок. Первая колонка «Ценности» маленькая, в ней просто перечисляем ценности из списка (1 — к себе, 2 — к мужу, 3 — к семье и т.д.). Вторая колонка «Семейная история», в нее вписываем свои ответы из задания «Семейная история» по каждому пункту. Третья колонка «Мои унаследованные установки», здесь пишем, что есть у нас, то есть что унаследовано от родительской установки и как она у нас преобразовалась. Четвертая колонка «Поведение», как «мои унаследованные установки» влияют на поведение, что заставляют делать, чего не позволяют делать. И пятая колонка «Сказки», как идеальная женщина из нашей сказки относится к данному вопросу или ведет себя в данном вопросе.

В процессе работы над этим заданием происходит переосмысление, многое становится понятно, многие вопросы решаются. Над этим заданием я также предлагаю работать неделю. Результаты, обнаружения, выводы приносим на следующую встречу (или на группу).

4. Таблица целей. Теперь нам нужно перевести сказку в цель. Для этого делаем новую таблицу из трех колонок: 1 колонка — «то, что есть на сегодняшний день», 2 колонка — «цели» (цели+задачи+пошаговый план реализации), 3 колонка — «сказки». В первую колонку выносим из предыдущей таблицы из колонки «Мои унаследованные установки» тот пункт, который хотим изменить. Это то, что есть на сегодняшний день. В третью колонку выносим соответствующий пункт из колонки «сказки». Это то, чего мы на самом деле хотим, о чем приятно мечтать, что вызывает теплые чувства, «греет душу». И именно из—за того, что оно греет душу, оно не реализуется — ну должна же быть у человека отдушина, и поэтому попытки перевести сказку в цель обычно вызывают сопротивление, это нужно помнить и сопротивление преодолевать.

При переводе сказки в цель мы переводим себя из пассивного состояния в активное, из мечтания в деятельность. Поэтому цель должна быть описана не как ожидание, а как задача для себя, и пошаговый план реализации как список нужных действий. Цель — это то, чего достигают, сказка — то, что не сбудется, чего не может быть на самом деле. «Сказка» нам нужна была, чтобы узнать свои истинные желания, и после того, как они определены, сказка должна стать целью. Теперь в левой колонке мы видим, что мы имеем и в правой колонке видим, чего мы хотим. В средней колонке прописываем шаги, с помощью которых мы собираемся достичь желаемого.

Пример. Пункт «Отношение к браку» в таблице отношений. Отношение матери к браку: замужество — тяжелая повинность и неблагодарный труд, мрачные безрадостные серые будни, вся радость жизни закончилась после свадьбы. В колонке унаследованных сценариев мы имеем по сути негативное отношение к браку, глубоко заложенный бессознательный страх замужества, как будто с замужеством закончится жизнь. В поведении это проявляется бессознательным избеганием контактов с теми мужчинами, которые ищут серьезных отношений и предпочтением тех, которые декларируют свободу отношений или по каким—либо причинам создание семьи с ними невозможно, в общем, предпочтением безопасных для сценария. Но в сказке у нас «счастлива замужем», это значит, что настоящее желание — быть замужем. Получается, то, чего мы по настоящему хотим, установка не позволит реализовать потому, что это и есть ее самый большой страх (Пример из практики. Клиентка работает с таблицей: — Ничего себе! Да ведь я боюсь замужества хуже смерти! Я и умом и сердцем хочу замуж за любимого человека, жду, затаив дыхание, когда он мне предложит, а что—то внутри меня панически боится этого и делает все возможное, чтобы этого избежать. Правда, он мне замуж и не предлагает... Так вот поэтому и не предлагает!!!).

В этом случае в колонке «цели» мы пишем: «положительное отношение к замужеству», задача будет звучать соответственно: «изменить отношение к браку с отрицательного на положительное» и здесь же расписываем пошаговый план реализации. Например, такой. 1 — изменить свое отношение к браку, для этого: 1.1 — постоянно напоминать себе, что серые будни брака — это всего лишь установка и к тому же не моя, а мой брак будет таким, каким я захочу, я хочу прожить в браке самую прекрасную сказку взаимной любви и я к этому иду спокойно и планомерно, то есть напоминать разделять старую чужую установку и мою настоящую жизнь; 1.2 — продолжать писать свою сказку, добавляя все больше деталей, чтобы страху была альтернатива — положительный образ брака, который постепенно вытеснит негативный образ и изменит страх на желание; 1.3 — бороться с внутренним сопротивлением. Когда установка станет нашептывать: «Но реальность ведь не такая» — вопрос: чья это реальность? В данном случае мамина, а моя реальность другая, она такая, какой хочу ее видеть и какой я ее делаю. Моя реальность будет такой, какой я ее сделаю. 2 — коррекция своих отношений с мужчинами, для этого: 2.1 — проанализировать свои прошлые отношения с мужчинами, свои влюбленности и приоритеты на предмет: с какими мужчинами обычно вступаю в отношения и почему, к чему это приводит, на какого реагирую положительно из—за того, что он предпочтителен старой установке, потому что точно замуж не позовет (либо женат, либо безнадежно влюблен в другую, либо декларирует свободные отношения и т.д. — вариантов масса), чтобы определить, с какими не нужно начинать отношений, потому что они соответствуют старой установке; 2.2 — определить, где я нахожу и как я привлекаю таких мужчин, и изменить это; 2.3 — просмотреть свое поведение с теми мужчинами, которые способны на серьезные отношения, вспомнить и понаблюдать, как я себя веду с ними, какими способами я их отталкиваю, посмотреть, что можно изменить в формах и способах общения, и изменить это.

Это только пример. И это только первые шаги.

Здесь «Сказка» дает возможность увидеть реальность. Увидеть свои реальные цели, свои «настоящие» желания — те желания, которые отзываются, вдохновляют, дают энергию, наполняют силой. Получить ответ на вопрос: чего же я хочу на самом деле? Я, а не установки других людей, вложенные в процессе социализации. Благодаря «Сказке» становится видна настоящая цель, та, которую помещаем в колонку «Цели». Первая задача — узнать, найти, и вторая задача — вывести из сказки в цели. Реальными действиями вывести образ своего счастливого брака из «сказки», из недостижимого невозможного, что бывает только в романах, в собственную реальную жизнь.

Цель метода «Сказка» — найти ресурс, опору, узнать свои «настоящие» желания (те, что дают энергию), и далее написать пошаговый план реализации и идти к достижению этих желаний. «Сказка» также используется мной в курсе тренингов «Любовь и семья» для решения проблем межличностных отношений в семье.

Литература

  1. Балыкина В. Ю. Качественная аутентичность [Электронный ресурс] / В. Ю. Балыкина. — URL: http://saga.od.ua/moya—terapiya—ka/
  2. Балыкина В. Ю. Программа личностного развития «Авторство себя и своей жизни. Экзистенциальный подход» [Электронный ресурс] / В. Ю. Балыкина. — URL: http://saga.od.ua/programma/
  3. Балыкина В. Ю. Язык ощущений [Электронный ресурс] / В. Ю. Балыкина. — URL: http://saga.od.ua/moya—terapiya— lana/
  4. Бердяев Н. Смысл творчества (Опыт оправдания человека). М.: Изд—во Г. А. Лемана и С. И. Сахарова, 1916. [Электронный ресурс] / Николай Бердяев. — URL: http://www.psylib.org.ua/books/berdn01/index.htm
  5. Бродский И. А. Эссе «Кошачье «Мяу» [Электронный ресурс] / Иосиф Бродский. Проза и эссе (основное собрание) — URL: http://lib.ru/BRODSKIJ/brodsky_prose.txt
  6. История Философии: Энциклопедия. Минск: Книжный Дом. А. А. Грицанов, Т. Г. Румянцева, М. А. Можейко. 2002.
  7. Леонтьев Д.А. Психология смысла. Природа, строение и динамика смысловой реальности. 2—е изд. — М.: Смысл, 2003.
  8. Мамардашвили М.К. «Психологическая топология пути»/ М. Пруст «В поисках утраченного времени». С—Пб.: Изд— во РХГИ/ журнал «Нева», 1997.
  9. Мерло—Понти М. Феноменология восприятия (1945) / Пер. с фр. под ред. И. С. Вдовиной, С. Л. Фокина. — СПб.: Ювента; Наука, 1999. — 603 c.

БАЛЫКИНА В.Ю. анализ творческих ресурсов, использование творческих ресурсов, творчество, ресурсы, экзистенциальная психология, психотерапия, авторский метод,analysis of creative resources, use of creative resources, creativity, resources, existential psychology, psychotherapy, author's method
Вернуться

Добавить комментарий

Представьтесь:
Email:
Ваше мнение:
 

Комментарии