Ukrainian Association Existential Psychology and psychotherapy

Українська  асоціація
екзистенціальної
психології та психотерапії

/ Головна УАЄПП / Загальнодоступна інформація / Сборники статей / Сборник 2014 /

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОТЕРАПИИ О НЕВРОТИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ


Сегодня много пишут и рассуждают об эффективной личности, человеке счастливом и успешном. Одни предлагают воспитание в себе манипулятивного типа характера, и при этом, как мы знаем, личность разрушается (Шострем). Или использование типичных видов – клише поведения на все случаи жизни. Другие предлагают путь к аутентичному существованию человека в мире, который приведет его к истинному счастью.
Но, чтобы мы не обсуждали в связи с этим, одним из основных факторов, который мешает человеку построить свою жизнь так, чтобы ему было комфортно и удобно, это невротизация личности.

МАКСИМЕНКО Л. В.

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОТЕРАПИИ О НЕВРОТИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

Сегодня много пишут и рассуждают об эффективной личности, человеке счастливом и успешном. Одни предлагают воспитание в себе манипулятивного типа характера, и при этом, как мы знаем, личность разрушается (Шострем). Или использование типичных видов — клише поведения на все случаи жизни. Другие предлагают путь к аутентичному существованию человека в мире, который приведет его к истинному счастью.

Но, чтобы мы не обсуждали в связи с этим, одним из основных факторов, который мешает человеку построить свою жизнь так, чтобы ему было комфортно и удобно, это невротизация личности.

Невротическая личность или невротический характер являются сложным образованием, которое ограничивает возможности эффективного функционирования человека в социуме, непониманию себя, невозможности совершить аутентичное действие. Человек лишает себя возможности быть счастливым, понимая то, что он имеет личностные проблемы, ограничивающие его жизнь. Также его существование деформирует тревога.

Выдающийся экзистенциальный философ Кьеркегор анализировал не только тревогу, его особенно интересовали подавленность и отчаяние, которые являются результатом отстранения индивида от самого себя. Ранние представления Фрейда были посвящены также тревоге.

Кьеркегор пытался выделить разные формы и степени отстранения (Kierkegaard S.).

Рассмотрим различные отклоняющиеся психические состояния. Психотик, в отличии от невротика характеризуется потерей контакта с реальностью и слишком слабыми защитами. Если невротик полагает, что проблема кроется в нем самом, то психотик не сомневается в том, что что—то произошло с миром, и угроза идет от него.

Люди пограничного уровня психического состояния занимают промежуточное положение между невротиками и психотиками. Они отличаются некоторой временной стабильностью по сравнению со вторыми и нарушением стабильности — по сравнению с первыми. По Ж. Бержере, пограничная структура образуется вследствие того, что в период детства ребенок получил травму, которая привела к организации пограничной структуры.

Термин "невротик" применяется к относительно здоровым людям, которые имеют некоторые трудности, связанные с эмоциональными нарушениями.

Они обладают интегрированным чувством идентичности, т.е. способны описать себя, не испытывая трудностей в определении своих черт характера, предпочтений, интересов, особенностей темперамента, достоинств и недостатков. Невротики также успешно описывают других людей.

Невротики находятся в надежном контакте с реальностью, у них отсутствуют галлюцинации, маниакальные интерпретации опыта, они живут в одном мире с психотерапевтом. Некоторая часть своего эго, которая пациента тревожит, и по поводу которой он обратился к психотерапевту, рассматривается им отстраненно. Она — эго—дистонна. Так, параноидная личность невротического уровня будет считать, что ее подозрения исходят из ее внутренней предрасположенности воспринимать других людей враждебными и агрессивными. Параноидные пограничные или психотические пациенты считают, что их трудности имеют внешний характер и определяются особенностями окружающего мира, его болезненностью и нарушенностью.

Невротическая личность — это деформированная личность в процессе своего становления и развития. В детстве предпосылками формирования невротической личности являются часто «удушающая» любовь близких и родных, пренебрежительное отношение к ребенку или когда фактически его не замечают. На память приходит одна шутка, когда взрослый человек рассказывает о том, что в детстве до шести лет он думал, что его зовут «заткнись».

В неврозе мы имеем дело с теми характеристиками и функциями, которые являются собственно человеческими. Это как раз то, что неудачно работает у человека с нарушенным душевным равновесием. Условием существования этих функций является самосознание, которое объясняет феномен, обнаруженный Фрейдом, — невротический стереотип поведения характеризуется подавлением и блокировкой сознания. Идея Фрейда вполне экзистенциальна сама по себе. Человек из дня в день повторяет стереотипно неэффективные действия и поступки, говоря о том, что он все понимает и ничего не может с собой сделать и таким образом, оставаясь малоэффективным при наличии в своей личности эффективных ресурсов. К примеру, женщина, которая хочет быть любима определенным мужчиной, из дня в день разрушает созданные отношения и ведет к краху собственную личную жизнь. Или профессионал высокого класса в своей области знаний или практической деятельности, отказывается от предложенной опережающей работы, мотивируя это тем, что не справится.

Конечно, невротичные, тревожные дети вынуждены беспокоиться, например, о безопасности; и, конечно, взрослый невротик, и мы, изучающие его, привносим наши формулировки в голову ничего не подозревающего ребенка. Но не точно ли так же нормальный ребенок заинтересован в выхождении в мир, исследовании, подчиняясь любопытству и духу приключений, как и продолжает "учиться дрожать и трястись"? И если вы блокируете эти нужды ребенка, не вызываете ли вы у него такую же травматическую реакцию, как если вы лишаете его безопасности? Создается впечатление, что мы сильно преувеличиваем связь человеческого бытия с безопасностью и инстинктом выживания, потому что она хорошо подходит для нашего причинно— следственного мышления. В консультировании взрослых людей приходится сталкиваться с тем, что взрослый человек, понимая свою проблему, приходит к психологу или психотерапевту, но в процессе коррекционной работы «сходит с дистанции» и говорит, что ничего с собой поделать не может.

По видимому, Ницше и Кьеркегор были более правы, описывая человека как организм, который создает некие ценности — престиж, власть, нежность, любовь, — более важные, чем удовольствие, и даже более важные, чем собственное выживание..

Роло Мэй, один из основателей современной экзистенциальной психологии, писал о том, что в его психотерапевтической практике появляется все больше и больше доказательств того, что тревога в наши дни появляется не столько из боязни нехватки либидозного удовлетворения или безопасности, сколько из боязни пациента своих собственных сил и конфликтов, возникающих из этого страха. Это может быть отличительной особенностью "невротической личности нашего времени" — невротический стереотип современного "управляемого извне" общественного человека. Нам навязывают то, что нам носить из одежды, с кем стремиться дружить, как «приспосабливаться» к различным жизненным ситуациям, как «манипулировать» окружающими, как быть модными и др.

Тревога, пишет Р. Мэй, как страх за самое бытие экзистенции, должна «растворить» все невротические фобии: осознанная тревога может быть более болезненной, но она может быть использована также для интеграции «Я». Без тревоги невозможно позитивное развитие личности, она является необходимым элементом в структуре человеческой психики. Невротична не сама тревога, а попытки ее избежать (Тихонравов Ю. В., 1998).

Деформация личности, по моему мнению, которая приводит к формированию невротической личности, происходит на базе незрелой личности. Незрелая личность может проявлять себя как активная и пассивная. Невротическая личность плохо перерабатывает когнитивную и эмоциональную информацию, при сохраняющейся низкой стрессоустойчивости, которая обусловлена незрелостью и неадаптированностью. При оценке функционирования человека одни склоняются к значению разума для жизни человека, другие — к важности эмоций в развитии нашей личности. По большому счету противопоставление неуместно, так как мы должны уметь пользоваться разумом и управлять чувствами и эмоциями.

В экзистенциальной традиции мы можем говорить о том, что онтологическое измерение экзистенции не развивается, подавляется и это приводит к неврозу.

Человек пришел в этот мир, для того, чтобы осуществить самого себя, чтобы прожить свою жизнь (Унамуно). Поэтому, наше поведение должно соответствовать нашей картине построения реальности.

По мнению Э. Фромма, одного из основателей неофрейдизма и гуманистического психоанализа, для зрелого человека характерна полнота прожитой жизни, ощущение самореализованности и счастья.

С детства нас программируют в направлении того, что мы неспособны к рефлексивной позиции по отношению к социуму — совокупности нормативных образцов реакций на стандартные стимулы. Социум — это совокупность социальных отношений. На фоне внешне благоприятных условий жизни человек может испытывать внутренний дискомфорт, связанный с невозможностью удовлетворения значимых для него потребностей. Такая длительная психотравмирующая ситуация может привести к неврозу.

Причем подлинные причины нарушений часто остаются скрытыми не только от окружения, но и от самого человека. При этом проявляется «маскировочная депривация» (Алексеенкова Е. Г.).

Интересной представляется мысль о том, что способность к трансцедированию, то есть выходу за пределы этих установок и образцовых реакций и можно назвать личностью! То есть личностью можно стать, только поставив под сомнение онтологическую состоятельность социального как такового. Принимать всѐ за чистую монету, верить всему, что говорят, полностью отождествившись с социальными отношениями как единственно возможными — это невротическая болезнь в тяжѐлой форме (Кравчик А. С., 2012).

Таким образом, можно сказать, что нормальным с точки зрения личностного, является не столько приспособление к среде или приспособление среды к себе, а активное формирование собственной среды. И это есть признак свободы, такой важный для личности. При этом мы активно изменяем и создаем общество и культуру. И это, вне всякого сомнения, не является реализацией нашей биологической задачи. Итак, биологические и личностные задачи индивида абсолютно различны по своей онтологической сущности.

Все философские системы, провозглашающие радости бытия и оптимизм, созданы зрелыми людьми. Они же посвящали свои труды страху смерти и жажде бессмертия. Человек — в этом его трагедия — не адаптивное существо, а благодаря своему разуму и сознанию выходит мыслями за пределы индивидуального бытия (Дружинин В. Н., 2010).

В. Франкл, основоположник Европейской экзистенциальной психологии и логотерапии, называл отчаяние по поводу отсутствия смысла жизни «экзистенциальным неврозом», в отличие от клинического невроза. Выходом из этой ситуации Франкл видел в жизни—служении, когда человек думает больше о том, что он готов и хочет дать миру, в котором он живет, а не что взять от этого мира.

Экзистенциальная фрустрация сама по себе не является патологической или патогенной. Она позволяет проявить большую осознанность своей жизни.

В. Франкл писал: "Не всякий конфликт обязательно имеет невротический характер... страдание не всегда является патологическим феноменом... Я решительно отвергаю предположения, что поиск смысла существования, или даже сомнение в его наличии всегда обусловлено каким—либо заболеванием или приводит к нему... Озабоченность или даже отчаяние человека по поводу смысла жизни есть экзистенциальное страдание, а вовсе не психическое заболевание".

Природа неврозов и психозов

Хотя экзистенциальные конфликты могут развиваться и без невроза, каждый невроз имеет экзистенциальный аспект. Неврозы "коренятся в четырех совершенно различных слоях (или "измерениях") человеческого бытия" (Frankl, 1986, pp. 176—177) — физическом, психологическом, социальном и экзистенциальном, или духовном. Физиологические основы могут быть конституциональными (включая невропатию и психопатию) и обусловленными (например, шок после травматического переживания). Обусловливающие основания являются, вероятнее всего, ускоряющими факторами. Разные типы неврозов различаются с точки зрения относительной важности каждого из этих четырех измерений. Физиологические основы не подлежат психотерапевтическому лечению, а лишь медикаментозному, при значительной выраженности физиологического компонента психотерапия практически бессильна (Frankl, 1986).

Ноогенные неврозы. Термин ноэтический (noetic) относится к духовному измерению. "Ноогенные неврозы» возникают из экзистенциальных проблем. Среди таких проблем фрустрация воли к смыслу играет значительную роль" (Frankl, 1985a, р. 123). Нарушение происходит не в духовном измерении как таковом, а проявляется в психосоматике. "Ноогенные неврозы есть заболевания "из—за духа" (aus dem Geist), но это не болезни самого "духа" (im Geist)" (Frankl, 1956, p. 125). 79

Коллективный невроз. Хотя XX век называли веком тревоги, сомнительно, чтобы тревога была более распространена, чем в другие времена. Начало XXI века мало чем отличается от XX, хотя развитие компьютерных технологий снижают социальную активность и адаптацию личности. Вместе с тем некоторые особенности современного человека имеют "сходство с неврозом" и могут быть определены как коллективный невроз. "Прежде всего это беспорядочное отношение к жизни" без долгосрочного планирования, что, по—видимому, связано с неопределенностью жизни после Второй мировой войны и создания атомной бомбы. "Вторым симптомом является фаталистическое восприятие жизни. Оно в свою очередь также возникло в результате последней войны" (Frankl, 1986, p. XXII). Теперь принято считать, что планировать свою жизнь невозможно. Живи одним днем и не морочь никому голову. И это является неверным, так как даже один проживаемый нами день жизни требует его планирования и оценки смысла. Ведь он может быть последнимâ��

Следующий симптом — это коллективное мышление. "Человек предпочитает погрузиться в массы. В действительности он лишь тонет в массах; он отказывается от себя как от свободной и ответственной сущности" (Frankl, 1986, p. XXII).

Далее следует фанатизм. "Если коллективист игнорирует собственную личность, фанатик игнорирует личность другого человека... Имеет значение лишь его собственное мнение...»

Все эти четыре симптома берут свое начало из страха ответственности и бегства от свободы (Frankl, 1986, pp. XXII— XXIII). Для преодоления коллективных неврозов требуется скорее психологическое просвещение и психогигиена, а не психотерапия.

Неврозы. Ноогенные неврозы и коллективные неврозы относятся к неврозам в широком значении термина. В более узком смысле невроз затрагивает преимущественно психическое измерение человека. "Невроз не является ноэтическим (умственным) или духовным заболеванием, или же заболеванием человека, касающимся лишь духовности. Более того, это всегда заболевание человека в его единстве и целостности" (Frankl, 1956, р. 125). Психологические комплексы, конфликты, травматические переживания являются скорее проявлениями, чем причинами невроза, который более тесно связан с дефектом развития структуры личности. Тревога есть общий фактор, хотя и не причина невроза; вместе с тем она поддерживает невротический круг. Базовым элементом является антиципаторная тревога, при которой транзиторный симптом или минутная неудача в функционировании могут оказаться в центре внимания. Возникает страх рецидива симптома, подкрепляющий этот симптом, формируется невротический круг, который включает предупреждающую тревогу. В клинической психологии выделяют два основных типа неврозов: тревожный невроз и обсессивный невроз.

Тревожный невроз включает в себя нарушение функционирования вазомоторной системы, нарушение эндокринной функции или конституциональный элемент. Травматические переживания действуют как провоцирующие агенты за счет фокусирования внимания на симптомах, однако за невротической тревогой кроется экзистенциальная. Эта экзистенциальная тревога есть "страх смерти и одновременно страх жизни в целом" (Frankl, 1986, р. 180). Это результат ощущения вины перед жизнью из—за собственного нереализованного потенциала. Этот страх сосредоточивается на конкретном органе тела или концентрируется на конкретной символической ситуации в форме фобии. Пациентка, испытывающая страх открытых пространств, описывает свою тревогу как "чувство парения в воздухе", что соответствующим образом описывает и ее душевное состояние, выражением которого служит невроз (Frankl, 1986, р. 180). С экзистенциальной точки зрения невроз — это способ существования.

Обсессивный невроз, подобно всем другим неврозам, включает конституциональный фактор предрасположенности наряду с психогенным фактором. Однако имеется также экзистенциальный фактор, отражающий выбор или решение человека перейти к развернутому обсессивному неврозу. "Пациент не несет ответственности за свои навязчивые идеи", но "он, безусловно, ответствен за свое отношение к этим идеям" (Frankl, 1986, р. 188). Человек, страдающий обсессивным неврозом, не способен переносить неопределенность, напряжение между тем, что есть, и тем, что должно быть. Его мировоззрение характеризуется "стопроцентностью", или поиском абсолюта, стремлением к "абсолютной определенности в познании и решении" (Frankl, 1986, р. 191). В связи с невозможностью для такого человека достичь в жизни всего желаемого он концентрируется на конкретной области; но даже после этого человек может преуспеть "лишь частично... и всегда ценой своей естественности. Следовательно, все его стремления нечеловечны" (Frankl, 1986, р. 193). Мною вспоминается клиентка из числа невротических личностей, которая имела вначале грандиозные планы, в дальнейшем она их уменьшила, сама не решавшись их реализовать. Для этого она пригласила профессионального партнера, с которым она пыталась реализовать ту малую часть грандиозных планов. Но страх парализовал ее и не дал завершить начатое. Таким образом, небольшая часть профессионального плана была реализована, а за незавершенную осталась виновата партнер. Таким образом, она говорила о том, что она со своей стороны сделала все, что была должна.

Человек пытается в своей жизни найти то, ради чего стоит жить. Пока человек переживает конфликт совести, он не подвержен коллективному неврозу: экзистенциальный невроз избавляет его от коллективного невроза.

Фридерик Перлз, основоположник гештальттерапии писал, что невротик—это человек, который не видит очевидного. События, постоянно формирующие и усиливающие невроз, повторяются и анализ их проявлений личность не проводит. Другими словами, человек постоянно наступает на одни и те же грабли.

Невротическая личность не в состоянии определить, какая на данный момент потребность является ведущей. По мысли Перлза, невротик неспособен жить в настоящем, поскольку незавершѐнные гештальты держат его в прошлом.

Понятие «дело всей жизни» может быть характерной чертой невротической личности. Одна моя клиентка решила самостоятельно создать детский дом. Это был 1996 год и тогда детские дома семейного типа только начали появляться в нашей стране. Аргументом для этого был ее рассказ о том, что ее дедушка или прадедушка очень хотел создать детский дом в 1936 году. Он не успел этого сделать, так как был репрессирован и казнен. Поэтому она решила его мечту довести до завершения и сделать «делом своей жизни». Замечу еще то, что при наличии собственных детей замужем она не была и проживала с престарелой матерью.

Желания могут подавлять рассудок. Человек переходит в регрессивное состояние в позицию ребенка.

Это еще обусловлено тем феноменом, что резко возрастает ощущение недостатка по мере увеличения обеспеченности жизни. (Дружинин В. Н., 2010)

Невротическая личность склонна к проявлению экзистенциальных противоречий, которые постоянно приводят к нарушению его внутреннего равновесия. Это состояние отличает его от животного, живущего в «гармонии с природой» (Фромм Э.).

Экзистенциальную депривацию можно понимать как депривацию экзистенциальных потребностей. К экзистенциальным относят потребности, связанные с попыткой понять смысл существования человека, разобраться в вопросах жизни и смерти, свободы и ответственности, общения и одиночества, понять свое предназначение, обрести свое «Я» и т. п.

Невротик делает все, чтобы уйти от одиночества, в то время как аутентичная личность принимает состояние одиночества как подлинность человеческого существования, как возможность свободного становления и самореализации, как полноту ответственности за себя.

При поиске смысла жизни человек пытается искать ответы на свои вопросы не внутри себя, а вовне, там, где этого в принципе нет.

С позиции К. Хорни, представителя неофрейдизма и экзистенциального психоанализа, невротическая личность развивается как реакция на базовую тревогу. Столкновение личности и общества не обязательно. Оно присутствует в том случае, когда неблагоприятное окружение не удовлетворяет наши эмоциональные потребности и вызывает страх и враждебность. По мнению К. Хорни в такой ситуации развивается невротическая реакция на неблагоприятные условия. Хорни пришла к выводу, что главной чертой невроза является отчуждение от реального «Я» в результате подавляющего воздействия окружения.

Хорни не отрицала значения детства для эмоционального развития, однако, по ее мнению именно патогенные условия, а не фрустрация либидозных желаний заставляет детей чувствовать себя неуверенно, считать себя нелюбимыми и ненужными. При возникновении таких условий у детей развивается базовая тревога, чувство беспомощности в потенциально враждебном мире, от которого они пытаются избавиться, развивая стратегию защиты: стремясь обрести любовь, власть и уединение.

Хорни казалось, что эти защитные стратегии обречены на неудачу, потому что создают порочные круги: средство, с помощью которого человек хочет развеять тревогу, только усиливает ее. В частности, неудовлетворенная потребность в любви делает эту потребность ненасыщаемой, а требовательность и ревность, сопровождающие ее, уменьшают вероятность того, что такой человек когда—либо будет к кому—нибудь по настоящему привязан. Люди, которых когда—то не любили или не показывали им свою любовь, начинают ощущать себя нелюбимыми и не замечают доказательств обратного. Дефицит любви делает их зависимыми от других, однако они боятся этой самой зависимости, которая может сделать их уязвимыми. Хорни проводит параллель с человеком, который умирает от голода, но не решающимся дотронуться до пищи из страха, что она может быть отравлена.

В своей книге «Невротическая личность нашего времени» К. Хорни в 1937 году писала: «Человек предрасположен к неврозу — это кажется тот, кто в детстве остро пережил проблемы, обусловленные культурой и кто в последствии оказался неспособен их разрешить или разрешил только за счет своей личности ». Кроме того, когда неврозы родителей мешают им любить ребенка или хотя бы «воспринимать его как самостоятельную личность», у него возникает базовая тревога, мешающая ему «относиться к другим с непосредственностью подлинных чувств», вынуждающая его развивать защитные стратегии (Р. Фрейджер, 2002).

Хорни рассматривается кроме невротической потребности в любви проблема погони за властью, престижем и обладанием, возникающая, когда человек не надеется найти любовь. Одна моя клиентка не отказывала во взаимности и интимности ни одному мужчине, который проявлял к ней чувство любви. Она говорила, что не может отказать во взаимности тому мужчине, кто проявляет к ней это чувство. Однажды тяжело заболев и решив, что она умирает, решила обо всем рассказать мужу. Муж ее вылечил и развелся.

Хорни представила следующую парадигму возникновения невроза: расстройства в человеческих взаимоотношениях порождают базовую тревогу, провоцирующую развитие защитных стратегий. Защитные стратегии саморазрушительны и противоречат друг другу.

Таким образом, Карен Хорни считала, что невроз возникает как защита от таких неблагоприятных социальных факторов, как унижение, социальная изоляция, тотальная контролирующая любовь родителей в детстве, пренебрежительное и агрессивное отношение родителей к ребѐнку. Чтобы защититься, ребенок формирует три основных способа защиты: «движение к людям», «против людей» и «от людей». Движение к людям преимущественно представляет собой потребность в подчинении, в любви, в защите. Движение против людей — это потребность в триумфе над людьми, в славе, в признании, в успехе, в том, чтобы быть сильным и справляться с жизнью. Движение от людей представляет собой потребность в независимости, свободе, в отдалении от людей. У каждого невротика есть все три типа, однако один из них преобладает, таким образом можно условно классифицировать невротиков на «подчинѐнных», «агрессивных» и «обособленных». Карен Хорни уделяла много внимания не только проблемам, порождаемым противоречиями между этими тремя способами защиты, но и проблемам, порождаемым самими защитными тенденциями. Основной целью терапии она видела необходимость «восстановить личность для самого себя, помочь человеку обрести спонтанность реакции и центр тяжести в себе самом» (Хорни К., 1939).

Таким образом, на мой взгляд, у человека, переживающего психотравмирующую ситуацию, могут быть:

  1. Включение адаптационных механизмов с восстановлением психической и физической функции организма в короткий период времени.
  2. Невротические реакции, которые могут длительное время создавать проблемы для человека.
  3. Психосоматические реакции, которые проявляются на основе определенных психологических характеристик личности, могут протекать в виде психосоматических расстройств или формирования психосоматических заболеваний.

В психокоррекции и психотерапии мы видим, что поведение невротической личности может быть предсказано достаточно жестко; это потому, что поведение такой личности — продукт обусловленности стереотипами и влечениями. Но, хотя здоровая личность "предсказуема" в том смысле, что ее поведение целостно и совершаемые поступки зависят от характера, она всегда демонстрирует новые аспекты в своем поведении (Мэй Р.).

Некоторые психоаналитики говорят о "множестве эго в одной личности", не по отношению к невротичным личностям, а по отношению к так называемым "нормальным личностям" (Мэй Р.). На мой взгляд, "множественное эго" — точное описание невротической личности.

Если невротик боится потерять собственный центр, отказывается выходить за пределы себя и становится ригидным, замыкается в себе и живет в ограниченном пространстве, оберегая себя от внешнего влияния, то его рост и развитие блокируются. Это стереотип невротического подавления и торможения, обычные невротические проявления во времена Фрейда. В наше время распространена конформность, выражающаяся в податливости человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства. В связи с этим наиболее частыми невротическими реакциями оказываются такие, как, например, рассеивание собственного "я" в процессе объединения и отождествления с другими до тех пор, пока собственное бытие не опустеет (Мэй Р.).

Невротическая личность и экзистенциальная депривация.

Человек, переживающий невротизацию постоянно, склонен к экзистенциальной депривации в силу глубоких переживаний, связанных с его личностью.

Экзистенциальная депривация — психическое состояние, при котором люди испытывают недостаточное удовлетворение своих базовых потребностей, связанных с попытками осознания смысла своего существования, вопросов жизни и смерти, свободы и ответственности, одиночества и своего места в Мире, обретение своего подлинного «Я», и т. п. Другими словами — экзистенциальная депривация — депривация экзистенциальных потребностей.

Живя в обществе, будучи хорошо интегрированным в него, человек может одновременно переживать глубокую изоляцию, пропасть между собой и миром. По своей природе люди склонны к экзистенциальной депривации.

Известный американский экзистенциальный психотерапевт И. Ялом пишет, что в той мере, в какой человек отвечает за собственную жизнь, он одинок. Ответственность подразумевает авторство; осознавать свое авторство — значит отказаться от веры, что есть кто—то, кто охраняет тебя. Только человек чувствует космическое безразличие Вселенной: если у животных, возможно, и есть какое—то ощущение пастуха и приюта, то человек с его проклятием самосознания неминуемо остается открыт экзистенции.

Невротическая личность и зависть.

Преступление, начинающее историю человечества, порождено завистью — убийство Авеля Каином. Невротик будет пытаться завуалировать свою грубую зависть, выдавая ее за зависть обоснованную. Не видя будущее, невротик не верит в то, что он может обладать тем, чего он хочет. А сама зависть, как феномен, парализует индивида от возможности делать что—либо важное и ответственное.

Экзистенциальные подходы в психокоррекции и психотерапии невротических расстройств.

Излечить от невроза, писал Р. Мэй, значит научить творить, сделать человека артистом собственной жизни. Процесс терапии заключается в соединении друг с другом трех измерений — желания, воли и решения.

Бинсвангер Л. писал о том, что смысл экзистенциального анализа усматривается в том, чтобы помочь невротику осознать себя свободным существом, способным к самодетерминации. (Тихонравов Ю. В., 1998, стр. 63) То, что люди вообще могут стать невротиками, является знаком заброшенности экзистенции и ее возможного падения, знаком ее конечности, ее трансцендентальной ограниченности и несвободы (Тихонравов Ю. В., 1998, стр. 82).

Цель логотерапии состоит в том, чтобы побудить человека сознательно принять ответственность за себя. "В связи с этим задача психотерапевта — выявить потенциал пациента, обнаружить его латентные ценности" (Frankl, 1986, р. 8). Логотерапия восполняет пробел в психотерапии; она "действует за пределами эдипова комплекса и комплекса неполноценности". Это "форма психотерапии, которая проникает за психическое заболевание невротика к его духовной борьбе" (Frankl, 1986, р. 11).

Таким образом, благодаря инсайтам, возникающим в процессе психокоррекции и психотерапии, в результате спонтанного акта выбора, человек может изменить всю свою жизнь. 87

В представленной статье мною проанализированы взгляды различных представителей экзистенциальной психологии и психотерапии на проблему невротической личности и невротических расстройств, представлены собственные рассуждения и умозаключения, имеющие отношение к данной проблеме.

Таким образом:

Литература

  1. Алексеенкова Е. Г. Личность в условиях психической депривации. — Питер, Спб, 2009. — 96 с.
  2. Дружинин В. Н. Варианты жизни. Очерки экзистенциальной психологии. — Питер, СПб, 2010. — 156 с.
  3. Мэй Р. Экзистенциальная психология. — М., 2001.
  4. Паттерсон С, Уоткинс Э. Теории психотерапии. — Питер, Спб, 2009.
  5. Тихонравов Ю. В. Экзистенциальная психология. — М. 1998. — 236 с.
  6. Томэ Х. Кэхеле Х. Современный психоанализ. В 2 т. Т. 2. — М., Прогресс, 1996. — 776 с.
  7. Фрейджер Р, Фейдимен Д. Гуманистический психоанализ. —Спб, Прайм — Еврознак, 2007. — 156 с.
  8. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. — М., Республика, 1994. — С. 195—196.
  9. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. Айрис. — Пресс, 2004. — 464 с.
  10. Унамуно М.де. О трагическом чувстве жизни. — М., Символ, 1997. — С. 34—35.
  11. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. — М.: Класс, 1999.
  12. Kierkegaard S., The Sickness Unto Death, trans. By Walter Lowrie (New York: Doubleday&Co., 1954).

МАКСИМЕНКО Л. В. невротическая личность, экзистенциальная психология, психотерапия, neurotic personality, existential psychology, psychotherapy
Вернуться

Добавить комментарий

Представьтесь:
Email:
Ваше мнение:
 

Комментарии