ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗРЕЛОСТИ ЛИЧНОСТИ КЛИЕНТА В ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОМ НЕДИРЕКТИВНОМ ЛАЙФ-КОУЧИНГЕ
Методика состоит из трех частей или этапов: первая часть – курс личностного развития, вторая – курс творческой самореализации (Балыкина, 2014) и третья – формирование психологической зрелости личности. На самом деле можно сказать, что формирование психологической зрелости начинается с первого занятия, так как основа для этого является естественным следствием процесса личностной и творческой реализации человека, но в третьей заключительной части мы уже осознанно завершаем этот процесс и собираем эти качества в единое целое.
Балыкина В.Ю., практический психолог, сотрудник отдела экзистенциальной психологии и психотерапии, член Украинского Союза психотерапевтов, Одесский институт психического здоровья, г. Одесса, Украина
Методика состоит из трех частей или этапов: первая часть – курс личностного развития, вторая – курс творческой самореализации (Балыкина, 2014) и третья – формирование психологической зрелости личности. На самом деле можно сказать, что формирование психологической зрелости начинается с первого занятия, так как основа для этого является естественным следствием процесса личностной и творческой реализации человека, но в третьей заключительной части мы уже осознанно завершаем этот процесс и собираем эти качества в единое целое.
Экзистенциальный лайф–коучинг направлен на развитие прежде всего экзистенциальных качеств личности: внутренней свободы и личной ответственности, самостоятельности, способности создавать новое, способности принимать одиночество с комфортом, толерантности к неопределенности, приятия себя и как следствие приятия другого не похожего, ценности своей уникальности и уникальности другого. Понимание ценности жизни и принятие смерти. Стремления к осмысленности и удовольствия от развития собственного смыслообразующего начала. Принятие не на уровне согласия с существованием таких общепринятых ценностей, а на уровне глубинного переживания этих ценностей как собственной внутренней истины. И, по большому счету, на формирование и развитие качеств личности, которые приведут, в терминологии Лэнгле, к обретению «экзистенциального смысла», который ощущается как «полнота жизни», как «настоящая жизнь», как исполнение и как глубокое счастье.
Таким образом, экзистенциальный лайф–коучинг направлен на то, чтобы человек научился осознанно осуществлять свою экзистенцию – бытие субъектом. А недирективный он потому, что человек свою экзистенцию может осуществить только по своей воле и согласно чувству своей собственной внутренней правды, и наиболее этому способствующим будет недирективный подход – особое отношение к человеку, его уникальному внутреннему миру, дающему возможность ощутить собственную ценность. Кроме того, создание отношений, в которых это становится возможным – это очень плодотворная работа, развивающая всех участников процесса.
Итак, определение.
Экзистенциальный недирективный лайф–коучинг – это недирективный метод помощи клиенту в достижении исполнения своих задач и целей, творческой реализации, обретения экзистенциальных смыслов и полноты жизни, в осуществлении своей экзистенции, где коуч способствует самоформированию личности клиента, следуя за его, клиента, внутренним чувством истины. Таким образом, личность клиента формируется изнутри самого клиента. Метод позволяет формировать новые стратегии поведения, которые являются результатом инсайтов или определяются по результату (Балыкина, 2015).
Основные принципы методики:
- Системный подход. Человек в своем бытии в мире рассматривается как система взаимоотношений. Три круга отношений, где один располагается в другом по принципу матрешки: 1 (центральный) – с собой, 2 – с другим, 3 – с жизнью. Первый круг, отношения с собой – это внутренняя часть системы, которая также имеет три пространства: отношения с телом, с эмоциями, с сознанием, и большая часть работы направлена на познание этих пространств, принятие их и умение ими управлять. Человек как центральная часть этой системы, стремится к тому, чтобы стать хозяином как своих внутренних пространств, так и своих внешних; стать хозяином, способным осознавать и регулировать все эти пространства по своему выбору.
- Целостность. Человек тогда ощущает полноту жизни и включенность в собственное живое бытие, когда он открыт для своих переживаний на всех уровнях: и тела, и эмоций и сознания. То есть работа идет на всех трех уровнях одновременно и все три уровня одинаково важны.
- Самоформирование личности. Следуя за собственным внутренним чувством истины и красоты, человек приходит к себе, и только он сам может знать, каким он хочет быть и какую жизнь он хочет прожить. Так личность клиента формируется изнутри самого клиента, и тогда он сам уже вполне осознанно создает для себя жизнь внешнюю, аутентичную его внутренней истине.
- Аутентичность. Научиться слышать себя и научиться выстраивать жизнь соответственно своей внутренней истине, то есть жить аутентично.
- Творчество. Это путь к собственным мощнейшим ресурсам, это и есть та жизненная энергия, та целительная сила, которая заложена в нас как наш собственный неисчерпаемый ресурс.
-
Энергия. Принцип поиска ресурса: «идем за кайфом, без кайфа нет лайфа», где под словом «кайф» имеем в виду прибавку энергии, которая ощущается как эмоциональный отклик радости, эмоциональный подъем, чувство удовольствия и удовлетворенности. То есть без радости жизни нет энергии жить. Если в жизненной ситуации человек не имеет положительного эмоционального отклика, подъема, радости, он «функционирует» без энергии и постепенно выгорает. Это ведет за собой чувство пустоты, отчужденности, бессмысленности этой ситуации.
Следовательно, энергия будет и жизнь будет наполненной в том случае, если своем выборе ориентироваться на прибавку энергии: откуда есть эмоциональный отклик, там лежит жизненная сила, это и есть «идем за кайфом».
- Субъектность. Развитие самосознания, саморефлексии, самотрансценденции, самостоятельности, ответственности, то есть становление Хозяина, способного управлять и желающего управлять своими ресурсами – так формируется субъект, автор. И, конечно же, культивирование отношения к себе и другим, как к Я, а не Оно (в контексте буберовского Я–Ты и Я–Оно)
- Уникальность. Принятие своей отличности от всех остальных, исключительности своего внутреннего мира, своей индивидуальной ценности и смысла. Принятие уникальности себя и другого человека. Понимание того, что каждый человек в конечном итоге формирует для себя собственную технологию создания твоей счастливой жизни.
- Любовь. Встретившись с живым собой, человек становится способен к встрече с другим как субъектом, способен вступать в резонансные взаимоотношения, способен на глубокую эмоциональную близость, становится способен искренне любить. И дальше любовь делает его еще более открытым, еще более человечным и открывает возможность многих искренних отношений. Дальше любовь, как способность разделить бытие с другим человеком, сама становится ресурсом: она дает энергию для развития, поднимает на новый уровень, делает самого любящего еще более сущностным и в его жизни становится больше сущностного.
Аспекты психологической зрелости личности клиента в экзистенциальном лайф–коучинге
Те качества личности, которые я ранее назвала экзистенциальными – это, собственно, и есть качества психологической зрелости. В разных подходах называются по–разному: черты самоактуализированной личности у Маслоу (Самоактуализация), зрелость у Олпорта (Становление личности), душевное здоровье у Фромма (Здоровое общество), аутентичность у Бюджентала (Искусство психотерапевта), экзистенциальность и персональность у Ленгле.
Хочется процитировать двоих из них.
Определение психического здоровья, сформулированное Эрихом Фроммом в 1955 году в книге «Здоровое общество»: «Душевное здоровье характеризуется способностью любить и творить, ... чувством тождественности, основанным на ощущении себя субъектом и носителем собственных сил и способностей, постижением внутренней и внешней реальности внутри и вне нас самих, т. е. развитием объективности и разума. Цель жизни: прожить её с полной отдачей, родиться в полном смысле слова, полностью пробудиться. Освободиться от инфантильных претензий и поверить в свои реальные, хотя и ограниченные силы. Быть способным любить жизнь и вместе с тем без ужаса принимать смерть; переносить неопределённость в важнейших вопросах, которые ставит перед человеком жизнь, и вместе с тем быть уверенным в своих мыслях и чувствах, насколько они действительно собственные. Уметь оставаться наедине с собой и в то же время быть единым целым с любимым человеком, с каждым собратом на этой земле, со всем живым; следовать голосу своей совести, зовущему нас к самим себе... Душевно здоровый человек – это тот, кто живёт по любви, разуму и вере, кто уважает жизнь как собственную, так и своего ближнего» (Фромм, 2006).
Альфрид Ленгле. Шкала Экзистенции (Ленгле и Оклер, 1989 г.)
Самодистанцирование и самотрансценденция.
Самодистанцирование означает отойти на дистанцию по отношению к себе самому, чтобы понять и чтобы быть способным отдаться чему–то другому, а самотрансценденция снова возвращает человека к себе самому через чувствование внутреннего соотнесения с собой в прикосновении к ценностям мира.
Свобода как способность находить реальные возможности действия, создавать из них иерархию в соответствии с их ценностью и таким образом приходить к персонально обоснованному решению.
Ответственность как способность доводить до конца решения, принятые на основании личных ценностей. Человек действует с осознанием обязательности этого для себя или обязательств перед кем–то.
Самоценность. Выдерживать процесс воплощения в жизнь собственных замыслов позволяет чувство уверенности, что все делается правильно. Проживаемая ответственность является основой для формирования стабильной самоценности.
Персональность – степень раскрытия Бытия–Person: насколько человек открыто воспринимает мир и себя самого, когнитивная и эмоциональная доступность собственного внутреннего мира для себя и для мира. Умение человека обходиться с самим собой, отношения с собой.
Экзистенциальность – способность решительно и ответственно идти в мир, включаться в жизнь, способность ориентироваться в этом мире, приходить к решениям и ответственно воплощать их в жизнь, меняя ее таким образом в лучшую сторону, способность конструктивно обходиться с внешним миром, отношения с миром.
Осмысленность – прийти к сформированной со смыслом жизни, ведение которой может быть аутентично обосновано, умение слышать и понимать себя в отношении собственных потребностей и задач, а также понимание ситуации, которые согласовываются друг с другом. Обретение «экзистенциального смысла» – наполненность жизни смыслом, который ощущается как «полнота жизни», как «настоящая» жизнь, как исполнение и как глубокое счастье, потому что в таком случае жизнь является осознанной (Майнина, Васанов, 2010).
Эмпатия, способность любить
В экзистенциальном недирективном лайф–коучинге также звучит «Хозяин себя и своей жизни» и «Автор себя и своей жизни», то есть тот, кто у себя есть, кто осознанно и по собственной воле управляет всеми процессами своей внутренней и внешней жизни, создает, творит себя и свою жизнь.
Итак, подытоживая вышесказанное, можно увидеть основные черты психологически зрелой личности, такие как осознанность и осмысленность, принятие собственного свободного выбора и ответственности за этот выбор, осознание конечности жизни и безусловной ценности жизни своей и другого, принятие своей отделенности и уникальности и способность к глубоким искренним отношениям с другим, способность любить, способность вступать в отношения на уровне субъект–субъект, на уровне Я–Ты.
Эти качества можно рассматривать по четырем направлениям, выделить четыре аспекта, четыре круга, один в другом:
- Отношения с собой. Гармонизация отношений с собой, познание и приятие своего внутреннего мира, снижение внутренних конфликтов, доверие к себе. Целостность на основе расширенного восприятия себя: и сознание, и эмоции, и телесные переживания. Навыки саморегуляции. Способности к творческому самовыражению и самореализации. Способность Быть с собой и способность быть собой.
- Отношения с другим. Понимание и принятие других. Способность к эмпатии, сопереживанию, к резонансным отношениям, к эмоциональной близости и открытости с другим человеком. Очевидно, что развитие второго аспекта напрямую зависит от качества развития первого, то есть насколько человек способен принимать себя и ценить себя, настолько он способен принимать и ценить другого.
- Отношения с жизнью. Качества второго аспекта перетекают в третий, также как качества первого во второй. Моя жизнь с другими, среди других людей. Умение творить свою собственную аутентичную жизнь среди других людей по своему замыслу. Обретение «экзистенциального смысла», который ощущается как «полнота жизни», как «настоящая» жизнь, как исполнение и как глубокое счастье.
- Отношения с миром. Обретение открытости Великому вокруг нас и Глубине в нас, открытость, проницаемость, обретение целостности в бытии и единение с ним. Ленгле: «Здесь (в целостности и единении) я свободен от себя и поэтому свободен для себя, свободен для всего другого. Только в таком Великом мы можем жить, обрести свой дом, развиваться» (Лэнгле, 2013).
Проще говоря, эти четыре круга выглядят так: внутри отношения с собой, из них «вырастают», от их качества зависят отношения с другим, следующий круг – отношения с жизнью, и следующий – отношения с чем–то большим, чем моя жизнь.
Качества человеческой зрелости не существуют друг без друга, они взаимосвязаны и взаимозависимы: развитие одного создает почву для появления другого, а развитие другого наполняет силой и обогащает первое, то есть эти качества неотделимы друг от друга, они составляют единое целое и развиваются по спирали.
Поэтому в процессе коучинга мы продвигаемся постепенно, иногда возвращаясь к проработанным темам, так как они видятся уже по–новому и открываются все больше. Мы поднимаемся, словно по спирали, обретая все больше опоры внутри себя.
Все это мы делаем практически, используя либо уже разработанные ранее методы программы третьего этапа, по необходимости адаптируя их под текущую ситуацию, либо создаем вместе новые приемы.
Изменение отношения клиента к базовым экзистенциальным данностям как способ личностного роста и формирования психологической зрелости. Некоторые практические приемы третьего этапа
Осознанная и осмысленная проработка отношений с базовыми экзистенциальными данностями бытия способствует формированию психологически зрелой личности, что является целью третьего этапа. Работа направлена на формирование способности принимать себя как уникальность и отделенность, принимать факт собственного одиночества и взять полную ответственность за себя и свою жизнь, а также научиться распоряжаться этой ответственностью с радостью и получать наслаждение от процесса жизнетворчества.
Приведу две цитаты.
Эмми Ван Дорцен «Экзистенциальное консультирование и психотерапия»: «Смелость, нужная для того, чтобы жить, приходит только тогда, когда возможность смерти встречаешь с решительностью. Экзистенциальная терапия ставит своей задачей помочь людям обрести эту смелость и прямо взглянуть на жизнь. Тревога дает все те необходимые ресурсы, которых достаточно для встречи со своей ответственностью» (Дорцен, 2007).
Ирвин Ялом «Экзистенциальная психотерапия»: «Человек должен отъединить себя от другого, чтобы пережить изоляцию, человек должен быть сам по себе, чтобы испытать одиночество. Однако именно встреча с одиночеством в конечном счете делает возможной для человека глубокую и осмысленную включенность в другого. Если мы сможем признать ситуацию своей изолированности в жизни и стойко встретить ее, мы сумеем с любовью обратиться к другим».
Здесь, у Ирвина Ялома развитие идет в рамках одной пары базовых экзистенциальных данностей Одиночество–Сопричастность. У Эмми Ван Дорцен в рамках одной пары Жизнь–Смерть принятие факта смерти дает энергию для конструктивной жизни и дальше эта пара дает ресурс для пары Свобода–Отвественность.
Так, качества человеческой зрелости не существуют друг без друга, они взаимосвязаны и взаимозависимы: развитие одного создает почву для появления другого, а развитие другого наполняет силой и обогащает первое, то есть эти качества неотделимы друг от друга, они составляют единое целое и развиваются по спирали.
Поэтому в процессе коучинга мы продвигаемся постепенно, иногда возвращаясь к проработанным темам, так как они видятся уже по–новому и открываются все больше. Мы поднимаемся как бы по спирали, обретая все больше опоры внутри себя.
Мы учимся упорядочивать свою жизнь, так как взросление – это в том числе и структурирование (порядок из хаоса) своей жизни, управление ею по своему выбору, а управление начинается с принятия ответственности.
Мы учимся включаться в процесс собственного ежеминутного выбора и делать его полностью осознанным.
Мы исследуем свои роли Ребенок–Родитель–Взрослый в аспекте их отношения к базовым экзистенциальным данностям существования, таким как свобода–ответственность, жизнь–смерть, изоляция–слияние (одиночество–сопричастность), смысл (осмысленность)–бессмысленность, чтобы научиться растождествляться с этими ролями, видеть их и управлять ими осознанно, понимать их ценность и смысл для себя. Тогда в большинстве случаев делается осознанный собственный выбор с пользу роли взрослого, как наиболее эффективной.
Мы исследуем состояние одиночества, учимся принимать его без страха. Тогда страх постепенно проходит и приходит радость свободы и возможность творчества.
Мы учимся включаться в резонансные отношения. Обретая больше внутренней свободы, мы обретаем открытость и так получаем возможность более глубокой эмоциональной близости с другим человеком. Так получаем способность к резонансным взаимодействиям, к субъект–субъектным отношениям, говоря человеческим языком, становимся способными на настоящую глубокую и искреннюю Любовь.
Все это мы делаем практически, используя либо уже разработанные ранее методы программы третьего этапа, по необходимости адаптируя их под текущую ситуацию, либо создаем вместе новые приемы.
Метод «Эго–состояния Ребенок–Родитель–Взрослый в экзистенциальном подходе»
Исследование проявлений эго–состояний Ребенок–Родитель–Взрослый в отношении базовых экзистенциальных данностей свобода–ответственность, жизнь–смерть, изоляция–слияние (сопричастность), смысл (осмысленность)–бессмысленность. В этом методе используется разработанная Ирвином Яломом (Ялом, 1999) экзистенциальная концепция, в которой он постулировал четыре «данности»: смерть, свобода, изоляция и осмысленность, эта концепция применяется к эго–состояниям Ребенок–Родитель–Взрослый из модели трансактного анализа Эрика Берна (Берн, 1992).
Предлагаю схему исследования ролей Ребенок–Родитель–Взрослый, по которой удобно двигаться в изучении собственных автоматических реакций и форм поведения. Мы зачастую действуем, не задумываясь о том, что в нас заставляет нас действовать именно так. И когда нам не подходит результат, мы не понимаем, что мы делаем не так и не знаем, как повлиять на результат. Экзистенциальный подход расставляет все по местам и дает ясную картину происходящего. Так и исследование троицы Ребенок–Родитель–Взрослый в отношении к базовым экзистенциальным данностям помогает лучше разобраться в происходящем, глубже понять суть и причины.
Схема проста. Берем первую пару базовых экзистенциальных данностей и рассматриваем отношение к ней каждой из ролей Ребенок–Родитель–Взрослый. Делаем выводы. Затем берем вторую пару, и так далее. В конце делам общие выводы.
Итак, схема работы:
Исследование проявлений эго–состояний Ребенок–Родитель–Взрослый в отношении базовых экзистенциальных данностей
Свобода–ответственность.
Ребенок. Свобода: _________. Ответственность: _________.
Родитель. Свобода: _________. Ответственность: _________.
Взрослый. Свобода: _________. Ответственность: _________.
Вывод: ________.
Жизнь–смерть.
Ребенок. Жизнь: _________. Смерть: _________.
Родитель. Жизнь: _________. Смерть: _________.
Взрослый. Жизнь: _________. Смерть: _________.
Вывод: ________.
Изоляция–слияние (сопричастность).
Ребенок. Изоляция: _________. Слияние: _________.
Родитель. Изоляция: _________. Слияние: _________.
Взрослый. Изоляция: _________. Слияние: _________.
Вывод: ________.
Смысл (осмысленность)–бессмысленность.
Ребенок. Смысл: _________. Бессмысленность: _________.
Родитель. Смысл: _________. Бессмысленность: _________.
Взрослый. Смысл: _________. Бессмысленность: _________.
Вывод: ________.
Пример 1 (клиент А, отчет)
Свобода – ответственность.
Ребенок. Свобода: свободен. Легкость, спонтанность, живая искренняя радость, креативность. Ответственность: нет, поэтому креативность не становится творчеством – претензий к миру много, а требований к себе нет. Не понимает ответственности, поэтому обижается или злится, когда с него справедливо спрашивают. Боится ответственности и с удовольствием перекладывает ее на других.
Родитель. Свобода: зло. Ответственность: контроль. Любит брать ответственность за жизнь других, опекать, учить других, наставлять и контролировать, любит безответственных, несамостоятельных. Но настоящей ответственности нет, свою собственную перекладывает на кого–то большего (у Родителя всегда должен быть Родитель).
Взрослый. Свобода: есть, иначе бы не повзрослел. Есть истинная осознанная свобода, поэтому уважает свободу других. Ответственность: есть, но только за себя (за свою жизнь, свою реализацию, свои чувства, мысли, последствия своих поступков). Понимает границы своей ответственности и позволяет другому нести ответственность за собственную жизнь.
Вывод: у меня есть все, что нужно для успешной реализации, нужно научиться контролировать свои роли, выключать внутренних ребенка и родителя, и все получится.
Жизнь – смерть.
Ребенок. Жизнь: игра. Легкая веселая игра под присмотром взрослых. И она должна быть организована взрослыми. Если жизнь не такая – они плохие, они меня не любят. Я не могу никак влиять на качество жизни. Смерть: ее не существует, умирают старые, а я не старый. Поэтому жизнь представляется бесконечной, значит, временем дорожить не нужно.
Родитель. Жизнь: живое неуправляемо, а неуправляемые процессы опасны, нужно контролировать как можно большие части жизни, подчинять себе. Жизнь как борьба за возможность доминировать. Смерть: совсем неуправляемый процесс, поэтому пугает и вытесняется из осознавания.
Взрослый. Жизнь: игра, но осознанная. И интересная всегда, потому что зависит только от меня. Жизнь – моя. Жизнь – картина, которую я пишу о себе для себя. Смерть: осознается как данность, поэтому ценится время жизни, как свое, так и чужое.
Вывод: в роли взрослого жизнь не пугает, она может быть прекрасна, она может приносить радость. Но только в роли взрослого. В роли ребенка все обижают в конечном итоге, больно и безвыходно, в роли родителя жизнь кажется хаосом и ужасом. Хочу жить в радости, и сейчас увидела, как это можно сделать.
Изоляция (одиночество) – слияние (сопричастность).
Ребенок. Изоляция: ужас. Слияние: необходимость.
Родитель. Изоляция: смерть. Слияние: жизнь.
Взрослый. Изоляция: осознается как данность, не пугает, чаще всего необходима для самопознания. С собой всегда интересно. Слияние: по собственному выбору.
Вывод: проблемы в моих отношениях с любимыми людьми создают роли ребенка и родителя, я увидела, как они это делают, буду корректировать свое поведение и отношения изменятся.
Смысл (осмысленность) – бессмысленность.
Ребенок. Смысл: естественное существование, неосмысленное, стремления к смыслопорождению нет. Бессмысленность: не пугает, потому что живой, включен в жизнь.
Родитель. Смысл: есть, но чужой, традиционный, собственная осмысленность вредна. Бессмысленность: не существует, Родитель исполнен смыслом своей родительской роли (поэтому держится за свою роль изо всех сил, не позволяя ребенку вырасти).
Взрослый. Смысл: создает смыслы, осмысленность на высоком уровне. Бессмысленность: неприятное состояние, заставляет порождать смыслы.
Вывод: наличие либо отсутствие смысла зависит от роли, в которой нахожусь. Вообще, практически все в моей жизни зависит от меня, от моего поведения, от моего отношения, от роли, в которой нахожусь в момент контакта с проблемой, от моих решений. Роль взрослого самая удачная, и она у меня есть, надо «включать» как можно чаще.
Пример 2 (клиент B, отчет).
Ребенок и Родитель. У Ребенка есть свобода. Свобода быть и желать, свобода мечтать, свобода требовать от мира чего хочется. Ответственность не существует в его восприятии, она совсем не понятна и не воспринимается. Могу желать, что захочу, и будь что будет.
У родителя есть ответственность. Она ощутимая, тяжелая. А вот свободы нет. Уже ясно, что и как нужно делать, и отступать от этого пути нельзя! Уже нельзя подумать «а что если…», ведь это «опасно и вредно», т.к. может вывести из состояния Родитель.
Ребенок боится смерти. Он не может ее осмыслить, и она означает конец его Вселенной, поэтому просто вызывает ужас потери.
Родитель тоже боится смерти. Он видел, как ее боялись, он знает, как ее «правильно» бояться и что делать, чтобы сократить риск ее наступления.
Одиночество. Ребенок не терпит одиночества. Кто–то заботливый всегда должен быть рядом. Пусть даже вымышленный.
Родитель тоже избегает одиночества как может. Если он один, то некому впихивать программы. Рушится картина мира. Это недопустимо.
У ребенка не возникает вопрос смысла: я есть, и все. И весь мир крутится вокруг меня. Если мир меняет направление, надо бунтовать (если незабитый Ребенок).
Смысл жизни Родителя – исполнить свои программы в отношениях с окружающими, заботится о Детях. Других смыслов нет. Расплодить таких же Родителей.
Взрослый. Я обладаю свободой делать все, что хочу. Я сам строю свою жизнь. И сам сталкиваюсь с результатом своих действий. Все, что я получаю в жизни – это то, что я «посеял». Могу сеять, что хочу, но потом получу соответствующие плоды. Ни свобода, ни ответственность не страшны, если осознать. Просто надо правильно выбирать.
Смерть – это конец всех моих возможностей. Я не имею над ней контроля. И это тоже часть жизни. Ее нет смысла бояться, т.к. я часть этой Вселенной, этого мироздания, и поэтому никуда не денусь, даже если перестану существовать как Я. Смерть – лучший советчик. Если временами возникают тревожащие эмоции, их можно использовать, как мотивацию для своих свободных действий здесь и сейчас.
Одиночество. Это часть жизни. Я родилась одна, умирать тоже одной. И чтобы прожить свою жизнь, в первую очередь надо узнать самое себя, построить отношения с собой. И когда у меня есть вменяемая я, одиночества якобы не существует. Я одна, но не одинока. Я не изолирую себя от других, но и не избегаю этой изоляции. Я могу строить нормальные, свободные отношения с другими, а не использовать других людей для восполнения своих потребностей.
Смысл. Юный взрослый будет искать смысл. Дозревший – создавать смысл, основываясь на своих собственных внутренних ценностях.
Вывод: выводов много, осознаний много, увидела свои автоматические роли, формы поведения, поняла, что значит саморефлексия и как этими ролями управлять.
Приемы на темы Свобода–Ответственность, Одиночество–Сопричастность
- Осознавать себя в своем теле с комфортом, осознание себя на этом стуле в этой комнате. «Я есть, я у себя есть»,1–2 минуты.
- Находиться в одиночестве с комфортом дома – описать, что получилось, принести на группу.
- Искать и пробовать делать дела, которые делаются в одиночестве, делать осознанно и получать удовольствие.
Метод «Вернуть себя себе»
Обнаружение через переживание собственной уникальности. Значимые события в жизни, которые определяют основные качества меня. Вопрос: «Без чего я был бы не я, не был бы собой?» Отвечаем развернуто по 4 пунктам: встречи с людьми, места, события, деятельность. По минимум 5 ответов в каждом пункте. Потом определить качество себя и ощущение этого качества. Сказать себе: Это Я. Я есть в реальности. Я есть у себя!
В группе: в этом качестве себя упражнение «Встреча» по парам.
Приемы на тему «Способность быть с другим»
-
Разновидность метода «Встреча». Встреча с красотой другого человека. В глаза встретиться с уникальной душой другого, которая тоже осознает себя и у себя есть, рассказать об этом переживании уникального себя. Слушающий воспринимает и описывает ощущения. Впускаем другого человека, настраиваем чувства в резонанс. Внимательно наблюдаем за своими чувствами, ощущениями, переживаниями. Некоторое время слушаем молча. Затем меняемся ролями: теперь говорит тот, кто слушал. В конце обсуждаем опыт.
Пробовать в таком качестве общаться с другим человеком вне занятий.
- В группе моделировать эмоциональное состояние «Благополучие наедине с собой», «Благополучие наедине с другим» (в процессе общения смотреть в глаза с любовью, симпатией, интересом), дома учиться создавать самостоятельно эмоциональное состояние благополучия с собой, благополучия с другим, с миром и удерживаться в этом состоянии некоторое время.
- Перечитать у Ялома в третьей части «Изоляция» (Ялом, 1999) абзац, где Мартин Бубер описывает отношения Я–Ты на примере своих детских впечатлений о дружбе с лошадью. Обращать внимание на отношения подобного качества Я–Ты у себя с другим, у других между собой. Неделю работать в этом качестве: пробовать видеть и создавать отношения Я–Ты, хоть на несколько минут, просто нарабатывать такое качество восприятия себя и людей. Пробовать отношения Я–Ты с другим человеком.
-
Метод «Зрелая любовь или зависимость»
Ялом: Фромм отличал «симбиотическое слияние», сниженную форму любви – от «зрелой» любви. Симбиотическая любовь, включающая в себя активную (садизм) и пассивную (мазохизм) формы, это состояние слияния, в котором ни одна сторона не является целостной и свободной. Зрелая любовь – это «союз при условии сохранения целостности, индивидуальности человека… В любви осуществляется парадокс, когда двое становятся одним и все же остаются двумя». «Инфантильная любовь следует принципу: я люблю, потому что любим. Зрелая любовь придерживается принципа: я любим, потому что люблю.
Утверждение Фромма о том, что любовь – активный, а не пассивный процесс, Любовь – положительное действие, а не пассивный аффект, это отдача, а не получение, «участие», а не «увлечение». Необходимо провести различие между «отдачей» и «опустошением». Помимо отдачи, зрелая любовь подразумевает другие базисные элементы: заботу, отзывчивость, уважение и знание" (Ялом, 1999).
Мы наблюдаем отношения других людей и отношения, описанные в искусстве, литературе, кино, песнях, поэзии и учимся проводить различение зрелой–незрелой любви в терминологии Ялома. Также наблюдаем различия между проявлениями зрелой и незрелой любви, анализируя свои собственные отношения с людьми.
Темы Жизнь, Смерть, Смысл прорабатываем такими способами: размышления, эссе, беседы, примеры из литературы, кино, из своей жизни на темы неизбежности смерти, наличия или отсутствия ценности собственной жизни, наличия или отсутствия смысла – размышления и наблюдение за собственными эмоциями и телесными переживаниями в процессе размышлений. Так продвигаемся по пути целостного восприятия и приятия подобных тем как естественной составляющей человеческого бытия. В процессе общения, групповом или индивидуальном, позволяем беседе течь максимально свободно и естественно, принимая все, что принесет эта беседа.
Заключение
Свобода выбора делает человека Человеком. Самодостаточным, благополучным, осознанным, разумным. Свобода выбора есть необходимое условие для формирования настоящего человека. Следовательно, чем больше свободы выбора, тем более развитое общество.
Когда появляется свобода выбора и опыт собственного творчества, тогда начинает формироваться самодостаточность.
Осознание собственного выбора, выбора в каждый момент, со временем снижает страх ответственности, появляется сила, уверенность, появляется опора на себя, собственная внутренняя опора. Эта опора уравновешивает самооценку, человек становится более благополучным психологически – это путь к психическому здоровью личности. Благополучный человек, знающий, чего он хочет и как этого достичь, занимается свой жизнью, своим «жизнетворчеством», отчего его жизнь становится все более аутентичной, а он – бесконечно ею доволен. Благополучный и самодостаточный – не подвержен манипуляции, удовлетворенный жизнью – не обвиняет других.
Происходит становление Человека разумного. Взрослого. Мудрого. Способного любить искренне. Способного творить и создавать новое. Способного принять свою отделенность и уникальность, и, как следствие, принять уникальность, несхожесть другого. Способного принять другого таким, какой он есть. Способного принять, увидеть мир таким, каков он есть, без иллюзий. Способного Быть (с собой, с другим, с миром), Творить, Любить. Способного быть счастливым.
Литература
- Балыкина В. Ю. Доклад «Формирование навыков управления собственными творческими ресурсами развития личности. Экзистенциальный подход». Сборник статей научно–практической конференции «Актуальные проблемы современной экзистенциальной психологии и психотерапии», Одесса ХГЭУ, 2014 г.
- Балыкина В. Ю. Экзистенциальный недирективный лайф–коучинг, 2015 г. [Электронный ресурс] / В. Ю. Балыкина. – URL: http://saga.od.ua/en–layf–kouching/
- Берн Э. Трансакционный анализ и психотерапия. Спб.: Братство, 1992 г.
- Дорцен Э. Ван Практическое экзистенциальное консультирование и психотерапия, Ростов–на–Дону: Ассоциация экзистенциального консультирования, 2007 г.
- Майнина И. Н., Васанов А. Ю. Стандартизация методики «Шкала экзистенции» А. Лэнгле, К. Орглер МГППУ, Москва 2010 г.
- Лэнгле А. Лекция «Духовность и экзистенция», г. Киев, 2013 г.
- Фромм Э. Здоровое общество. АСТ: Москва, 2006 г.
- Ялом Ирвин. Экзистенциальная психотерапия. М.: Независимая фирма «Класс», 1999.
Статья публикуется впервые.
Одесса. 2015 г.
Сведения об авторе
Балыкина Виктория Юрьевна 1965 г. рожд., практический психолог, отдел экзистенциальной психологии и психотерапии Одесского института психического здоровья, член Украинского Союза психотерапевтов, Одесса, Украина.
http://saga.od.ua/
sagavika@gmail.com
formation of psychological maturity, life coaching, non-directive, psychological maturity, existential psychology,формирование психологической зрелости, лайф-коучинг, недирективный, психологическая зрелость, экзистенциальная психология,
Комментарии