Ukrainian Association Existential Psychology and psychotherapy

Українська  асоціація
екзистенціальної
психології та психотерапії

/ Головна УАЄПП / Загальнодоступна інформація / Сборники статей / Сборник 2016 /

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ВАКУУМ И ДУШЕВНАЯ ПУСТОТА


Колесникова Н. В.,
студентка,
факультет психологии
Национального университет им. И.И.Мечникова г. Одесса, Украина
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ВАКУУМ И ДУШЕВНАЯ ПУСТОТА
Термин «экзистенциальный вакуум» достаточно распространенное явление в двадцать первом веке.
Экзистенциальный вакуум определяет состояние, в котором человек ощущает внутреннюю пустоту. Внутренний мир, внешний мир теряют смысл. Человек ощущает тщетность и бессмысленность своего бытия.
Данный термин также можно понимать, как чувство внутренней пустоты, формирующееся у человека в результате различных факторов. В основном, это бегство или отказ от жизненных целей, своих собственных ценностей, утрата смысла жизни, можно сказать некоторое «переживание бездны»  или «черной дыры» внутри себя. Основными проявлениями экзистенциального вакуума являются скука и апатия. Согласно Виктору Эмилю Франклу (создателю логотерапии – метода экзистенционального психоанализа), скука – это неспособность проявить интерес, а апатия – это неспособность проявить инициативу. Вопрос заключается в причине появления этого состояния и способов борьбы с ним.
В.Э. Франкл выделяет три причины возникновения экзистенциального вакуума.
Первая причина заключается в отсутстивии у человека запрограммированности стремлениями и инстинктами, которая есть у животных и полностью определяет их поведение и действия.
Вторая причина – традиции, установки, стандарты и ценности общества не подсказывают людям, что они должны делать. Иногда люди не знают, что они хотят делать, и отступают в конформизм: делая то, что делают другие, или в тоталитаризм: делая то, чего от них хотят другие. Третья причина – это подверженность людей «редукционизму». При этом, люди рассматриваются, как совокупность влечений и инстинктов. Редукционизм с его тенденцией обезличить, упростить и опредметить человека и его личность, играет на руку экзистенциальному вакууму.
Душевная пустота – это экзистенциальная данность бытия человека. Согласно Жан-Поль Сартру, «Человек живет своей жизнью, он создает свой облик, а вне этого облика ничего нет… …Таким образом, первым делом экзистенциализм отдает каждому человеку во владение его бытие и возлагает на него полную ответственность за существование». Осознание или даже предчувствие этой пустоты и груза этой ответственности за свое существование вызывает чувство тревоги, заброшенности и отчаяния. Тревога по Ж.П.Сартру – это, прежде всего, страх человека перед этой возлагаемой на него ответственностью, а также, сомнение в правильности принимаемых решений. Чувство заброшенности возникает при осознании отсутствия существования Бога. Если Бога нет, то «…Человек заброшен, ему не на что опереться ни в себе, ни вовне. Прежде всего, у него нет оправданий». Т.е., нет детерминированных ценностей (опоры), нет надежды на прощение высших сил и искупление своих грехов в последующей жизни. Все нужно делать здесь и сейчас, а отвечать не перед Богом, а перед собственной совестью и лицом всего человечества. Отчаяние возникает в ответ на отсутствие уверенности в будущем, уверенности в том, что оно будет именно таким, каким мы его себе представляем или каким хотим его сделать. Отчаяние также может возникнуть от ощущения того, что тот, кем мы хотим стать, и тот, кто мы есть в реальном времени, – это часто два разных человека, а времени все меньше и меньше. Говоря об истоках отчаяния, Ж.П.Сартр пишет: «Мы должны принимать во внимание лишь то, что зависит от нашей воли, или ту сумму вероятностей, которые делают возможным наше действие». Иначе говоря, отчаяние – это отсутствие надежды и веры как следствие утраты способности видеть возможности или их изначального неимения.
Между понятиями Душевной пустоты и Экзистенциального вакуума есть определенные различия, которые проясняют взгляд на понимания этих терминов.Первое что стоит рассмотреть – это непосредственное различие в подходах В.Э.Франкла и Ж.П.Сартра. Поскольку, по Ж.П.Сартру, пустота есть базовая и единственная реальность человека, то связанные с ней  ощущения отчаяния, тревоги и страха, также являются экзистенциальными данностями, с которыми нам нужно смириться и жить, борясь с этими врожденными данностями. Переживания же экзистенциального вакуума возникают в непосредственном процессе жизни, в результате потери смысла в достижении целей и нахождения себя в этом мире. Таким образом, по Ж.П.Сартру, пустота и связанные с ней переживания, врожденны и неизбежны для абсолютно всех людей, тогда как, переживания экзистенциального вакуума, ситуативны и возникают лишь в определенных условиях и отношениях конкретного человека. Следовательно, в первом случае, мы обречены на пожизненную борьбу с самим собой и своей природой, а во втором – видны перспективы благоприятного разрешения возникающих проблем.
Во-вторых, имеется различие в вовлечении человека в непосредственную борьбу с собственной пустотой. Согласно Ж.П.Сартру, мы вольны выбирать лишь способы и средства заполнения уже имеющейся с рождения внутренней пустоты, но избавиться от нее мы не можем так же, как и повлиять на ее появление. Мы есть пустота и пустота – это единственное неизменное, что есть в нашей жизни. Когда же В.Франкл говорит об экзистенциальном вакууме, он неоднократно подчеркивает, что окончательный выбор всегда остается за человеком: избегать или не избегать своих целей, отказываться или не отказываться от обретения новых смыслов, оказаться в экзистенциальном вакууме или благополучно его избежать – все в конечном итоге зависит только от самого человека. То есть, человек абсолютно свободен, прежде всего, в своем отношении к любой жизненной ситуации.
И, наконец, в-третьих, согласно Ж.П.Сартру, сама по себе человеческая жизнь, не имеет никакой ценности. Наделить ее каким-либо смыслом может лишь сам человек, совершая или не совершая те или иные действия. В то время как В.Франкл утверждает ценность жизни, наделяет ее безусловным смыслом, деятельность человека лишь укрепляет его и привносит в жизнь дополнительные смыслы. То же самое мы находим и у Э.Фромма: «Единственный смысл жизни заключен в самой жизни».
Человек с самого детства задается вопросом «Кто Я?» и «Для чего Я тут?». Вопрос о смысле жизни и о своем призвании мучает нас всю жизнь. Притом человек волен выбирать, но выбор – отказ от чего-то. Осознание собственной нереализованности или общей бессмысленности своей жизни, может убить любой вкус к ней. Как уже было сказано, экзистенциальный вакуум проявляется, прежде всего, в состоянии апатии и скуки.
Тревога людей, даже их отчаяние, обусловлены тщетными поисками смысла жизни, и страхом перед смертью, перед шагом в небытие, который нельзя избежать, от которго нельзя уйти и спрятаться. Отчаяние, в основе которого лежит ощущение бессмысленности жизни и собственной беспомощности, может быть признаком интеллектуальной искренности и честности с самим собой. Но это чувство, так называемого внутреннего вакуума, может распространяться и прогрессировать, грозя человеку различными неврозами и психическими расстройствами. Первую часть жизни, пытаясь найти себя и объять необъятное, мы часто можем ошибаться при выборе нашего дела и наших целей. Ставя на пьедестал «смысла жизни» не то, что желаем, а то, что выгодно для общества или соответствует стандартам, человек обрекает себя на дальнейшее осознание бесполезности содеянного; на чувство упущенного времени и невозможности что-либо поменять. Отчаяние, которое приходит вслед чувству беспомощности, может разнообразно отразиться на психике человека. Кто-то решает принять это как данное, а кто-то старается уйти от реальности, создавая тем самым себе еще больше иллюзий, впадая в самообман и теряя при этом драгоценное время. Часто человек боится одиночества, потому что в нем он один на один остается со всеми своими страхами, наедине со своей пустотой, которая в этот момент становится яркой и предельно видна.
К примеру, «воскресный невроз» – это вид депрессии, которым страдают люди, осознающие отсутствие содержания в их жизни, когда натиск рабочей недели прекращается и становится явной своя внутренняя пустота. Немало случаев суицида можно было бы объяснить подобным экзистенциальным вакуумом. Такие распространенные явления, как алкоголизм и наркомания, нельзя понять, если не учитывать лежащий в их основе экзистенциальный вакуум, точнее желание человека уйти от своего мира внутренней пустоты, в мир иллюзий в мир «временного счастья» и беззаботности. Это справедливо также и в отношении психологических кризисов пенсионеров и пожилых людей, которые страдают из-за потери смысла жизни, так как чувствуют себя ненужными и, если можно так выразиться, «аутсайдерами» жизненной игры, под натиском осознания, что большая часть жизни уже пройдена, и время на исходе.
С точки зрения В.Франкла, смысл не есть что-то чисто субъективное, – человек не придумывает его, а находит в окружающем мире. По В.Франклу, существует три пути, идя по которым, человек может сделать свою жизнь осмысленной:
• созидание;
• получение нового опыта или встреча с кем-то на жизненном
пути;
• нахождение смысла в страданиях.
При этом В.Франкл подчёркивает, что третий путь – путь
нахождения смысла в страданиях, нужно использовать только тогда, если недоступны первые два. Третий путь В.Франкл открыл для себя, будучи в концлагере во время холокоста, и этот путь помог ему вынести ужасные муки.
Каждый человек – это отдельная вселенная, но в некотором роде, все же, люди имеют некоторые схожие базовые черты. В нашем понимании, существует несколько типов людей: «Человек – земля», «Человек – воздух», «Человек – выбор». «Человек – земля» представляет собой набор таких черт характера, как системность, четкость, строгая иерархия, материализм, точность, педантичность, пунктуальность и т.д. «Человек – воздух»: творчество, хаос, идеализм, духовность, интуиция. «Человек – выбор»: постоянная внутренняя борьба двух противоположных черт характера – хаос, в сочетании с четкой системностью, и духовность в связке с материализмом; способность видеть любую ситуацию сразу с двух сторон.
Из вышеприведенного следует, что для каждого типа людей, свойственна своя цель и свой смысл жизни. Так, представители первого типа не особо склонны к самоедству, легко определяют цели и заботятся в основном лишь о материальных благах. Можно предположить, что наиболее склонны ощущать экзистенциальный вакуум два последующих типа, т.к. они более склонны к размышлениям и философии.
В частности, третий тип, который находится в постоянном выборе, так как при такой личностной полярности и каждодневном поиске так называемой внутренней золой середины, нет возможности определить себя к чему-то четко одному, может произростать частая смена приоритетностей целей, или полная их перестановка, и при этом где-то утрата. Третий тип может носить имя «человек-поиск». И возьму на себя ответственность предположить, что для такого типа людей, экзистенциональный вакуум, может сыграть и положительную роль, так как эта внутренняя пустота, можно сказать внутреннее затишье, в постоянной борьбе приоритетов. В этом затишье можно лучше прислушаться к себе, либо если уж оно наступило, и приобретенные до этого смыслы и цели больше не актуальны, то нельзя ли это считать некоторой свободой, от старых стереотипов и возможно переходом, к чему-то качественно новому, становление на какой-то другой уровень. Начало чего-то нового, для чего старые смыслы уже устарели.
Если подробней, то состояние этого переживания «внутренней бездны» – это тоже наполненность, но другими чувствами: скука, отчаяние, страх – это достаточно сильные эмоции, которые могут положительно повлиять, даже на развитие личности. Я склонна считать, что чувство внутреннего вакуума не возникает просто так, одно из возможных его проявлений, может быть, как так называемый «звоночек» изнутри, говорящий, что мы начинаем себя терять, что маски, которые мы носим, «вростают», это своего рода напоминание, кто мы все-таки есть. Эти чувства порождают внутренний диалог с собой, а, значит, порождают мышление, когда человек мыслит и размышляет – он развивается.
Если говорить о чрезмерно продолжительном упадке и длительном нахождении в состоянии экзистенциального вакуума (хоть это понятие и растежимо), то, конечно, продуктивность, если можно так говорить, этого термина склонна стремиться к нулю. Чтобы избежать душевной пустоты и потери смысла в жизни, нужно постоянно двигаться. Движение – есть жизнь! В данном случае речь идет не о физическом движении, хотя, и о нем не стоит забывать. В большей степени имеется в виду, что нельзя допускать внутреннего застоя, нужно обогащать внутренний мир новыми впечатлениями, людьми, знаниями и опытом. В неизменной связке с новыми впечатлениями, должно идти созидание чего-либо, как реализация себя: человек, развиваясь, должен что-то создавать, тем самым, реализовывая себя и оставляя после себя вклад. Самый большой страх человека – это страх перед смертью, отсюда и желание найти смысл, причем, как можно быстрее, потому что можно и не успеть. Постигая что-то новое, мы развиваемся, создавая – вносим вклад в вечность.
При этом человек постоянно внутренне борется со страхами, что часто вызывает боль, апатию и пустоту, ведь борьба опустошает и отнимает силы. Так может, чтобы выиграть эту войну, нужно проиграть бой? Принять эту мысль, а не отторгать ее в течение всей жизни. Ведь, если проиграть бой и принять это как данное, мы выиграем себе счастливую жизнь, без постоянного страха перед неизбежным.
Делая вывод из всего мной вышесказанного, то можно понять, что термины «экзистенциальный вакуум» и «душевная пустота» можно расматривать с разных сторон. Главное прислушиваться к своему внутреннему «Я», стараться не терять себя среди множества людей, и прежде всего не терять себя в собственном же внутреннем мире. Не бояться «диалога с собой» и не бежать в мир иллюзий, усугубляя этим свое положение. Не стоит забывать, что крах чего-то старого, это все же начало чего-то нового!

Колесникова Н. В. экзистенциальный вакуум, вакуум, душевная пустота, existential vacuum, vacuum, spiritual emptiness
Вернуться

Добавить комментарий

Представьтесь:
Email:
Ваше мнение:
 

Комментарии